Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц

Дети войны быстро взрослыми стали…

Война и все, что с ней связано, несет человеку несчастье, смерть, разрушение, голод и лишения. И прежде всего, страдают от войны дети. Она врывается в их жизнь неожиданно, часто лишает дома, родных и близких, отнимает беззаботное счастливое детство, материнскую ласку и любовь, рано заставляет взрослеть.
Внезапно начавшаяся Великая Отечественная война застала многих детей во время летнего отдыха в пионерских лагерях, санаториях, на дачах. С первых ее дней правительству страны и руководителям на местах срочно пришлось заниматься вопросами эвакуации детей из фронтовой полосы и прифронтовых районов вглубь страны, в том числе в Горьковскую область.
Уже на 27 августа 1941 г. в Горьковскую область прибыло 125 600 эвакуированных, в том числе 70 000 детей, из них 3 500 без родителей. Из Белорусской, Литовской, Латвийской и Карело-Финской союзных республик, Москвы, Мурманска и других городов было эвакуировано13 детских садов, 9 пионерских лагерей и санаториев, 10 детских домов.
В соответствии с указанием Горьковского обкома ВКП(б) от 31 июля 1941 г. и исполкома Горьковского областного Совета трудящихся их разместили преимущественно в сельских районах области.
В июле 1941 г. Тоншаевский район принял воспитанников детского сада из г. Минска, в г. Выксу прибыли воспитанники детского дома из г. Ошмяны Западной Белоруссии, в Работкинский район – дети из Рижского санатория. Починковский район разместил детский дом из Карело-Финской Республики. В Воскресенском районе поселили ребят пионерского лагеря из г. Мурманска, в Фоминский район была направлена сборная группа глухонемых детей из разных городов СССР, совершавшая экскурсионную поездку по р. Волге.
По просьбе Генерального секретаря исполкома Коминтерна Г. Димитрова наша область приняла более 500 детей сотрудников аппарата Коминтерна, ЦК МОПРа, политэмигрантов.
К 1 сентября 1941 г. из Москвы и Московской области прибыли еще 5200 ребят. Кроме того, 30 тысяч детей приехали на территорию области в составе эвакуированных семей.
В июле-августе 1942 г. в Горьковскую область были эвакуированы 5 282 ребенка из блокадного Ленинграда. Для них было организовано 42 детских дома в 27 районах Горьковской области.
14 августа 1942 г. в г. Горький привезли 3 225 смоленских детей в возрасте от 8 до 16 лет. Лесными тропами и болотами их вывели с оккупированной немцами территории три женщины во главе с М.И. Вольской.
К концу 1942 г. в Горьковской области проживали также 48 детей польских граждан, к 1945 г. их число возросло до 122 человек. Они воспитывались в 2 детских домах, расположенных в Кстовском и Богородском районах.
В годы войны сеть детских домов постоянно увеличивалась, так как росло число осиротевших, потерявшихся детей. На 1 января 1941 г. в Горьковской области имелось 28 местных детских домов с контингентом 2 267 человек. На 1 января 1942 г. количество детдомов увеличилось до 76 (из них местных – 32) с общим числом воспитанников 8 783 человека. На 1 января 1943 г. оно составляло 117 детдомов с 11 739 воспитанниками.
С 1943 г. стали организовываться детские дома, содержавшиеся за счет колхозов, а также детдома дневного пребывания детей. На 1 января 1944 г. всего насчитывался 121 детский дом, в том числе 27 колхозных и 2 детдома дневного пребывания.
Руководству области необходимо было не только расселить такое количество прибывших, но и позаботиться об их безопасности, устройстве быта, питания, образования, обеспечить одеждой и обувью, что было особенно трудно в условиях военного времени. Детей направили в сельские районы Горьковской области, где это легче было осуществить.
Одной из основных проблем, являлась неприспособленность помещений, в которых размещали детские дома. Не хватало топлива, не было бань и прачечных, существовали трудности с доставкой воды, электричеством, не было керосиновых ламп, детям приходилось сидеть в темноте. Особенно плохо дело обстояло с мебелью, инвентарем, посудой; ощущалась острая нехватка постельного и нательного белья, теплой одежды и обуви.
В конце августа 1941 г. бюро Горьковского обкома ВКП(б) и обкома ВЛКСМ приняли решение организовать сбор теплых вещей и обуви для эвакуированных детей. Уже к зиме было собрано и передано детским домам и интернатам 3 000 пальто и полушубков, 45 тысяч пар валенок и валяной обуви, 47 340 пар белья, более 10 тысяч шапок, 2 000 кг шерсти и 2 млн. 10 тыс. рублей деньгами. За 1942 г. и I квартал 1943 г. еще было направлено различного обмундирования и обуви на 1 млн. 798 тыс. 350 рублей. Также изыскивались местные источники снабжения обувью и одеждой. В Воскресенском районе для эвакуированных детей сшили 200 пар бурок, в Арзамасском 300 пар, в Богородском изготовили 300 пар валенок.
Детские дома и интернаты испытывали трудности в питании: не хватало молока, мяса, картофеля, недостаточно было сахара, круп, овощей.
Бюро Горьковского обкома ВКП(б) своим решением от 23 января 1943 г. обязало райкомы партии, исполнительные комитеты райсоветов и земельные органы выделить всем детским домам земельные участки из расчета не менее 10 га на каждых 100 воспитанников, оказать им помощь необходимой тягловой силой, недостающим сельхозинвентарем и семенами. При детдомах и интернатах были созданы подсобные хозяйства. В 1943 г. земельная площадь их подсобных хозяйств увеличилась в 6 раз и составила 1330 га. Детские учреждения имели 108 лошадей, 143 коровы, 319 поросят и свиней, 88 овец и др. Кроме этого, в 1943 г. по решению Горьковского облисполкома им дополнительно было выделено 100 дойных коров и по 3–5 рабочих лошадей для каждого подсобного хозяйства.
Огромную помощь в организации питания детей оказали колхозы Горьковской области. В 1942–1943 гг. в порядке шефства они выдали детдомам и интернатам 55 396 кг картофеля, 36 425 кг овощей, 9 769 кг муки, 40 502 кг ржи и пшеницы, 3 861 кг гороха, 2 039 кг различных круп, 2 138 кг мяса, 1 736 кг масла. 9 794 л молока, 5 518 шт. яиц.
Проявляли заботу и промышленные предприятия. Ведущие заводы г. Горького: автомобильный им. В.М. Молотова, машиностроительный № 92 им. И.В. Сталина, авиационный № 21 им. С. Орджоникидзе, а также областная комсомольская организация взяли шефство над детскими домами.
В Горьковскую область прибыли дети разных возрастов – от ясельного до школьного. На октябрь 1942 г. было эвакуировано 86 детских учреждений общей численностью 8 634 человека, из них 30 дошкольных (2734 ребенка), 52 школьных – (6246 детей) и 4 смешанных – (245 детей и подростков). В 1943 г., учитывая местные и колхозные детские дома, большую часть воспитанников составляли дети школьного возраста – 10 489 человек (остальные 2 299 ребят – дошкольники). Самый большой процент падал на детей, подлежащих всеобучу (8-12 лет). Было сделано все необходимое, чтобы они посещали школьные занятия и получали образование. Успеваемость воспитанников детских домов и интернатов в 1943 г. была выше, чем общая по школам области. По итогам 3-й четверти 1943 г. она составила 96,7 % против 89,6 % в школах области.
Великая Отечественная война наложила заметный отпечаток на многие стороны школьной работы, внесла целый ряд трудностей. Первое, с чем пришлось столкнуться, – уход учащихся из школ города и области. В 1941/42 учебном году из школ выбыло более 148 тысяч учеников, в 1942/43 учебном году – более 66 тысяч. Особенно усилился отсев учащихся в 1941 г., когда на фронтах сложилась напряженная обстановка, проводилась мобилизация взрослого населения и старшеклассников на строительство оборонительного рубежа вокруг города, а также произошло увеличение набора в ремесленные училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО).
В условиях военного времени остро встали вопросы посещаемости занятий в связи с материальной необеспеченностью части учеников, отсутствием теплой одежды и обуви.
9 декабря 1941 г. вопрос о работе школ г. Горького и области был рассмотрен на бюро обкома партии. Как отмечалось в документах, доля вины за произошедшее возлагалась на некоторые местные советы и партийные организации.
Исправлять ситуацию пришлось учителям. Возвращению учеников в школы способствовали рейды на дом к не посещающим занятия, устраиваемые учителями совместно с представителями райсоветов, районного партийного, комсомольского и профсоюзного актива. Всем нуждающимся детям оказывалась помощь: денежная или в виде ордеров на приобретение теплой одежды и обуви. К концу 1941 г. в г. Павлове, Дзержинске, Выксе, Автозаводском, Куйбышевском, Свердловском районах г. Горького были открыты детские столовые.
Нельзя сказать, что принятые меры сразу дали должный эффект, но к концу 1942/43 и началу 1943/44 учебного года положение улучшилось. В первом военном учебном году школу не посещали 21 516 человек, в 1942/43 учебном году – 12 081, в 1943/44 учебном году – 5 740 учащихся.
Серьезной проблемой стала нехватка помещений для проведения школьных занятий. С началом войны в г. Горьком и других крупных городах области около 100 зданий школьных учреждений были переданы военным ведомствам, переоборудованы под госпитали, общежития для эвакуированных и военнослужащих, под ремесленные училища и школы ФЗО. Из 16 школ Сталинского района г. Горького только 3 сохранили свои здания, в Автозаводском районе – 1. В связи с этим в 1941/42 учебном году 154 тысячи учащихся занимались во вторую, более 16 тысяч 700 человек – в третью смены. В Свердловском районе г. Горького для 30 классов учителя вынуждены были проводить уроки в четвертую смену, а в г. Кулебаки даже в пятую смены.
Областной отдел образования совместно с органами власти старался сделать все возможное, чтобы исправить положение. Согласно решению обкома ВКП(б), принятому летом 1942 г., школам № 62, 63, 10 Автозаводского и Сталинского районов были возвращены их незаконно занятые здания.
Преодолевая невзгоды военного времени, учителя осуществляли задачи по всеобщему обучению детей, добивались повышения успеваемости, укрепляли дисциплину, упор делался на патриотическое воспитание. С начала 1941/42 учебного года в 8–10-х классах была введена расширенная программа по военно-физкультурной подготовке. Несмотря на все трудности, успеваемость в 1941/42 учебном году даже повысилась. Если предыдущий учебный год школ области закончили с успеваемостью 84,8 %, то по итогам учащиеся первого военного учебного года по 50 районам и г. Горькому она составила 88,5 %.
Осенью 1942 решением г. Горьковского облисполкома в целях обеспечения реализации закона о всеобуче было запрещено забирать из школ детей до окончания 7-го класса, а также использовать детский труд во время учебных занятий. Согласно принятому на бюро обкома ВКП(б) решению от 19 июля 1943 г. «О подготовке школ к новому учебному году» районные и городские комитеты партии ежемесячно обсуждали вопрос о состоянии дела со всеобучем. Был осуществлен целый ряд мероприятий. Среди прочего, освобождено 27 школьных зданий, занимаемых не по назначению, с целью приближения школы к месту жительства учащихся в 25 районах области было восстановлено 47 мелких начальных школ, ранее ликвидированных. Кроме того, удалось сохранить 85 начальных школ, малокомплектных, вновь открыть еще несколько начальных школ, расширить сеть интернатов (с 51 в 1941 г. до 101 в 1942 г.) .
Оказывалась большая материальная помощь нуждающимся детям, в первую очередь детям фронтовиков. По данным, от 53 районов и 9 городов области в 1942/43 учебном году среди учащихся было распределено 16 875 пар обуви, 4 241 пара белья, 14 601 метр мануфактуры. Многим была оказана денежная помощь, составившая 130 762 рубля. По решению исполкома горсовета г. Горького от 3 августа 1943 г. № 595 предприятия легкой и местной промышленности и промкооперации должны были изготовить для детей школьного возраста 12 800 пальто, 4 500 костюмов, 12 800 платьев, брюк, блузок, 12 тыс. пар белья, 10 тыс. штук трикотажа, 5 700 пар носков и чулок, 7 350 головных уборов, 16 300 пар разной обуви. Из этого количества до конца 1943 г. дети уже получили 16 301 пару обуви, 5 696 комплектов одежды.
С 1944 г. особо нуждающимся детям Горьковский обком ВЛКСМ стал выплачивать комсомольские стипендии. Сумма их составляла 100 рублей в месяц, назначались они по представлениям школьной администрации и бюро райкомов и горкомов комсомола до конца учебного года. В 1944 г. учащимся было выдано 353 стипендии на сумму 161 700 рублей, в 1945 г. – 938 стипендий на сумму 469 тыс рублей.
Летом 1943 г. вопросы подготовки школ к новому учебному году были поставлены на заседаниях сессий районных и сельских советов. Учителя, учащиеся и шефы совместно реставрировали учебники, учебные пособия и книги, а также изготавливали новые наглядные пособия. В Пыщугском районе учащиеся и учителя отремонтировали 17 школ из 25, сэкономив при этом 23 000 рублей государственных средств. Большую помощь в ремонте школьных зданий к 1943/44 учебному году и доставке топлива оказали шефы. Машиностроительный завод № 92 им. И.В. Сталина полностью произвел капитальный ремонт здания школы № 68 Кагановичского района, авиационный завод № 21 им. С.Орджоникидзе – здания школы № 66. Автомобильный завод им. В.М. Молотова помог полностью восстановить школьные здания, пострадавшие во время налетов вражеской авиации в июне 1943 г. Многое делали и сами учащиеся для подготовки школ к зиме. Ребята пилили и кололи дрова, трудились на пришкольных участках и выращивали хороший урожай. Он шел на приготовление для них горячих завтраков в школьных столовых и буфетах. Школьники Арзамаса на своих участках засаживали специальные грядки для госпиталей. С них было собрано 16 т картофеля, 350 кг огурцов, 1 500 кг моркови и столько же помидоров.
Постоянно ощущался недостаток письменных принадлежностей: тетрадей, карандашей, ручек, перьев, чернил, мела и т. п. В подготовке к новому учебному году существенную помощь школам оказывали родители, администрации предприятий и колхозов.
Значительная часть подростков, ушедших на производство, вынуждена была прервать свою учебу в школе. Поэтому в соответствии с постановлением СНК СССР от 15 июля 1943 г. «Об обучении подростков, работающих на производстве» в г. Горьком было организовано 15 школ рабочей молодежи (ШРМ) при промышленных предприятиях, а также на базе школ для взрослых.
В стране расширялась сеть военных училищ для детей, чьи родители погибли или сражались на фронтах, в партизанских отрядах, для детей инвалидов Великой Отечественной войны, советских и партийных работников и др., в том числе сирот. 1 октября 1944 г. в г. Горьком было открыто Горьковское военное суворовское училище. 505 мальчишек в возрасте 8–14 лет стали его первыми воспитанниками.
В военные годы было усилено трудовое воспитание в школах. С 1 января 1942 г. как в сельских, так и в городских школах началась подготовка учащихся 7–10-х классов к сельскохозяйственным работам. В Теплостанском (Сеченовском) районе для этого были выделены специалисты: механики, агрономы и учителя биологии. Они проводили занятия с учащимися 9–10-х классов и к 1 апреля должны были подготовить 68 трактористов и 49 комбайнеров. В Ветлужском районе профессии тракториста обучили 200 учеников.
Сельские школьники не только изучали сельскохозяйственные машины, но и знакомились с агротехникой, собирали для посадки верхушки картофеля, проводили снегозадержание, выращивали молодняк, заготавливали удобрения. До начала сева 1943 г. пионеры и школьники Арзамасского района только собрали 34,5 т верхушек картофеля, провели снегозадержание на площади 120 га, собрали 25 500 ведер золы и 21 т куриного помета. Пионеры Тиряевской средней школы вырастили 14 лошадей и передали их Красной армии. Не отставали от них и городские ребята. 260 учащихся 7–10-х классов школы № 8 Свердловского района г. Горького готовились к сельхозработам во Дворце пионеров им. В.П. Чкалова.
По окончании учебного года школьники принимали самое активное участие в сельскохозяйственных работах. Под руководством учителей учащиеся городских школ выезжали на все летние каникулы в колхозы и совхозы Горьковской области, сельские школьники трудились вместе с односельчанами в своих хозяйствах.
Летом 1942 г. в колхозах и совхозах области помогали взрослым 103 970 учащихся, объединенных в 741 отряд. Школьниками было заработано 3 435 947 трудодней. Летом следующего года на полях колхозов и совхозов трудился 134 521 школьник, из них 79 533 входили в 2 348 отрядов. Дети заработали 6 874 807 трудодней, показывая примеры подлинного самоотверженного отношения к труду.
С началом войны многие школьники пошли работать на производство. В Богородском районе 22 ученика 8-х классов школы № 1 по 4–5 часов трудились на клееваренном заводе, 16 учащихся – на кожевенном заводе им. Юргенса. Только на предприятиях легкой промышленности 370 пионеров встали на подсобные работы. 950 школьников г. Горького в летние каникулы 1942 г. трудились на оборонном заводе г. Дзержинска и выработали за 2 месяца оборонной продукции на сумму около 4 миллионов рублей. За хорошую работу 100 человек были премированы директором завода ценными подарками. Во многих школах организовывались специальные детские мастерские по починке одежды и обуви. В 1943 г. в них работали 2636 школьников. В Павловской школе № 3 с 19 июля по 15 октября 1943 г. ребята отремонтировали 320 пар обуви. Подобные мастерские были открыты в Богородске, Пильнинском районе.
Существенную помощь детям в годы войны оказывали общественные организации. В мае 1942 г. Горьковским обкомом ВЛКСМ был создан Фонд помощи детям, на специальный счет которого комсомольские организации промышленных предприятий колхозов перечисляли заработанные на воскресниках средства. В том же году в фонд поступило 1 979 096 рублей, из них 76 995 рублей было выделено ленинградским детским домам, на 15 293 рубля закуплены учебники и художественная литература, около 12 тысяч рублей израсходовано на оказание индивидуальной помощи. Всего в 1942–1945 гг. из Фонда помощи детям было потрачено: 541 068 рублей на закупку одежды, игрушек, культтоваров и спортинвентаря, мебели и пр. для детских домов и интернатов; 2 027 995 рублей на содержание областной здравницы для детей; 1 138 893 рубля на пионерские лагеря и оздоровительные площадки для детей; 630 700 рублей на выплату стипендий нуждающимся детям; 585 755 рублей на индивидуальную помощь.
Создавались денежные фонды в школах, на их средства приобретались одежда и обувь, покупались учебники, оплачивалось питание в столовых и буфетах. В 28 районах области был проведен сбор поношенных вещей, собрано 2 016 килограммов шерсти на валенки.
Многое делалось для укрепления здоровья детей и подростков. На средства, собранные комсомольцами в 1942 г., 1 марта 1943 г. Горьковский обком ВЛКСМ открыл в сосновом бору в с. Тяблино Городецкого района областную детскую здравницу им.А.А. Жданова для эвакуированных детей и детей фронтовиков. В зимний период в ней поправляли здоровье до 100 человек, летом – до 400 человек в месяц. С 1943 по 1945 гг. в этом лечебном учреждении отдохнули и укрепили свое здоровье 7 420 ребят.
В 1943 г. в целях проведения гигиенических процедур, санитарной обработки воспитанников, для стирки белья все детские дома и интернаты Горьковской области были обеспечены банями и прачечными. В каждом из них были организованы изоляторы, регулярно проводились прививки. Уменьшалось общее число заболевших детей.
В годы войны проводилась большая оздоровительная работа с детьми. Делалось все возможное, чтобы в летний период вывезти их на дачи, в пионерские лагеря и санатории за пределы города. Средства на открытие и содержание лечебно-оздоровительных учреждений выделяли промышленные предприятия, колхозы, профсоюзные организации, областной комитет комсомола. Летом 1942 г. было открыто 50 пионерских лагерей с общим охватом 18 500 детей, летом 1943 г. организовано уже 74 пионерлагеря и 77 оздоровительных площадок, где отдохнули 42 140 пионеров и школьников. Для 3 000 детей фронтовиков и сирот путевки были приобретены за счет средств Горьковского комсомола.
В 1944 г. насчитывалось 106 пионерских лагерей, из них 5 санаторного типа. Летний отдых и оздоровление получили 54 566 ребят, из них в пионерских лагерях общего типа – 35 815 человек, лагерях санаторного типа – 6 632 человека, на оздоровительных площадках 12 109.
На отдыхе ребята привлекались к общественно-полезному труду, помогали колхозам и совхозам в прополке, обработке и уборке урожая. Летом 1943 г. дети собрали 13 тыс. кг лекарственных растений, заготовили много ягод и грибов для госпиталей. Уделялось внимание и военно-физкультурной работе. Пионеры изучали азбуку Морзе, топографические знаки, учились ползать по-пластунски, маскироваться и ориентироваться на местности.
В годы Великой Отечественной войны пришлось решать одну из серьезных социальных проблем – детской беспризорности и безнадзорности. Сотни тысяч ребят потеряли родителей во время эвакуации, остались сиротами, были и такие, кто бежал на фронт сражаться с врагом. Перед органами народного образования, соцзащиты, милицией, партийными, советскими, профсоюзными и комсомольскими организациями, колхозным активом была поставлена задача по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью, по предупреждению детской преступности. 16 февраля 1943 г. для ее реализации была создана Горьковская областная комиссия по устройству детей, оставшихся без родителей. Аналогичные комиссии действовали при гор(рай)исполкомах. 13 мая 1943 г. на бюро Горьковского обкома ВКП(б) было принято постановление «Об усилении воспитательной работы среди детей и предупреждении безнадзорности и беспризорности».
Борьба с детской беспризорностью и безнадзорностью велась разными способами. Милиция совместно с представителями комсомола и другими общественниками проводила рейды на эвакопунктах, железнодорожных вокзалах, речных пристанях, рынках. С августа 1942 по 1943 г. комсомольские организации г. Горького и области вместе с роно и милицией провели 91 рейд по изъятию беспризорных детей с улиц. В ходе «недельника», проводившегося с 7 по 14 июня 1943 г., в г. Горьком были задержаны 862 человека, из них 140 – беспризорники.
Проводились подворовые обходы по выявлению беспризорников, праздношатающихся детей и подростков, которые затем направлялись в детские комнаты милиции, созданные детприемники. Комиссии занимались устройством ребят, лишившихся родителей. Тех, кто не достиг 14 лет, направляли в детские дома, отдавали на усыновление, под опеку. Только за 1943 г. через облздрав и райздравотделы было усыновлено 432 ребенка и 1 186 взято под опеку, 1 176 передано под патронат.
Подростков определяли в ремесленные и фабрично-заводские училища, трудоустраивали в артели и на производство. За 1943 г. 641 человек был направлен в ремесленные училища и школы ФЗО, 650 устроены на работу на предприятия и в артели.
Часто среди задержанных были дети, остававшиеся без надзора пока их матери, старшие члены семьи работали, подчас целыми сутками или неделями не выходя из цехов заводов и предприятий. Горьковская область стала инициатором по открытию в городах детских домов дневного пребывания для таких ребят. В 1943 г. вновь были открыты дома дневного пребывания в Ворошиловском районе г. Горького, в Калининском районе г. Дзержинска. Создавались дополнительные детские площадки при школах, где ребята находились под присмотром, с ними занимались воспитатели, старшеклассники.
Чтобы занять детей в свободное от учебы время, при школах, детских домах и внешкольных учреждениях к середине 1943 г. было открыто более 160 мастерских, из них 44 столярных, 14 слесарных, 36 швейных, 48 сапожных и прочих (переплетных, гончарных, сетевязальных, корзиночных, по изготовлению игрушек). Под руководством взрослых в них работало 2 411 школьников.
В целях борьбы с безнадзорностью детей дошкольного возраста органами народного образования, профсоюзами и фабрично-заводскими комитетами предприятий, колхозами и совхозами был организован 541 детский сад на 45 135 воспитанников, подготовлено к открытию 1 645 детских площадок (комбинированных с яслями) на 7 300 детей.
В 1941–1942 гг. значительно была ослаблена внешкольная работ, что имело свои причины. В связи с отсутствием финансирования и из-за ликвидации площадей для проведения занятий с детьми произошло сокращение количества внешкольных учреждений. Вместо 47, работавших до войны, в 1943 г. в области функционировало 16 внешкольных учреждений, среди которых 10 районных Домов пионеров, 1 дворец пионеров, 3 детских технических и 1 юннатская станция, 1 спортивная школа. Однако этого явно было недостаточно, чтобы охватить работой большое количество школьников. С целью исправления создавшегося положения 17 июня 1943 г. Горьковский облисполком принял решение о восстановлении работы Областного дома художественного воспитания детей, домов пионеров в Бутурлино, Красных Баках, Чкаловске, Муроме и Дзержинске, станций юных техников в Кулебаках и Балахне. В 1944 г. в г. Горьком и области уже работало 27 внешкольных учреждений.
Активизация внеклассной работы в школах, создание различных кружков также способствовали предупреждению детской беспризорности и безнадзорности.
Меры, принятые партийными, советскими и другими органами, а также общественностью по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью в годы Великой Отечественной войны дали свои результаты. Количество беспризорных и безнадзорных детей не достигло огромных масштабов.
Широкое распространение получило тимуровское движение. В 1943 г. в тимуровских командах в Горьковской области состояло свыше 20 тысяч учащихся. Они приходили к школьникам, вынужденным оставаться дома с младшими братьями и сестрами, чтобы освободить их от работы, помогали семьям фронтовиков, пожилым людям и пр.
Дети устанавливали шефство над госпиталями. Они выступали с показом художественной самодеятельности, готовили подарки для раненых, дежурили и наводили уют в палатах.
В 1942–1943 гг. пионеры г. Горького собрали для госпиталей 17 тысяч экземпляров художественной литературы, дали 3 тысяч концертов, на фронт и для госпиталей сшили более 800 тысяч кисетов, 200 тысяч воротничков, склеили более 50 тысяч конвертов, послали 180 тысяч посылок.
В 1943–1944 гг. тимуровская команда пионерской дружины школы № 101 Ленинского района г. Горького во главе с Ириной Квашиной шефствовала над детским садом № 118. Ребята сшили малышам 100 зайчиков, мишек и кукол. Тимуровцы школы № 52 Сталинского района помогали семье фронтовика Демина. Школьники поочередно отводили в детский сад двоих его детей 3 и 5 лет, а к Новому году украсили елку, приготовили подарки и устроили для них праздник.
Детям военной поры не требовалось прививать чувство патриотизма. Оно было присуще практически каждому, потому что не было ни одной семьи, в которой хотя бы один человек не воевал или не погиб на фронте. Они рано взрослели и понимали, что все их дела – это пусть небольшая, но такая необходимая помощь Красной армии.
1 сентября 1941 г. учащиеся школы № 102 Кировского района г. Горького провели митинг, на котором было принято обращение ко всем пионерам и школьникам Горьковской области построить на свои средства для Красной армии танк «Пионер». Они перечислили 2 тысяч рублей, заработанных ими летом на колхозных полях, на субботниках по уборке территории Жиркомбината, на сборе металлолома. Их инициативу поддержали школьники области. Группами и в одиночку они начали сдавать средства. В числе первых была ученица 8-го класса школы № 101 Ленинского района г. Горького Лариса Федорова, внесшая 10 рублей. Учащиеся 7-го класса школы № 112 Ждановского района г. Горького Женя Орлов, Анатолий Сухарев, Георгий Грязнов и еще 50 их одноклассников перечислили 200 рублей, заработанные ими на рыбокоптильном заводе. Школьники Балахны собрали 300 кг шиповника, средства от их реализации отдали на постройку танка. В январе 1942 г. собранные 350 тысяч рублей были переведены на один из танкостроительных заводов. 18 января 1942 г. делегаты от пионерских дружин районов г. Горького и области передали боевую машину танкистам Красной армии.
В марте 1942 г. в воздух поднялся самолет, на фюзеляже которого большими буквами было написано: «Пионер Горького». Это был второй подарок пионеров и школьников фронту.
Всего в годы Великой Отечественной войны пионеры и школьники г. Горького и области собрали около 1 млн. 200 тыс. рублей. На эти средства было построено 7 танков и самолет «Горьковский пионер», а также танк и броневик «Автозаводский школьник», самолет «Арзамасский школьник» .
Великая Отечественная война жестоко прошлась по судьбам людей военного поколения, не обошла и детей. Многим нанесла не только телесные, но и глубокие душевные раны, не зажившие и по сей день. Воспоминания очевидцев событий тех лет свидетельствуют о том, что война оставила неизгладимый след в их памяти. Хранящиеся в нижегородских архивах документы отражают огромную работу партийных, советских, профсоюзных, комсомольских организаций, промышленных предприятий, колхозов, учреждений, органов народного образования, здравоохранения и др. по спасению жизни детей, сохранению их здоровья, по созданию условий для учебы, отдыха в годы Великой Отечественной войны.

Зам.директора ГОПАНО М.А. Марченко

  • Новости и события
  • Комитет по делам архивов
    Орган государственного управления архивным делом в области, контролирует соблюдение архивного законодательства, руководит работой 10 государственных казенных учреждений, осуществляет методическое руководство деятельностью 50 муниципальных архивных учреждений и около 3 тысяч архивных организаций. Комитет также ведет централизованный государственный учет архивных документов области на базе программного комплекса «Фондовый каталог».
  • Государственные казенные учреждения
    Комитет и подведомственные ему государственные архивы образуют Государственную архивную службу Нижегородской области
  • Муниципальные архивные учреждения
  • Научно-методический совет архивных учреждений ПФО
    Постоянно действующий совещательный орган архивных учреждений субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского Федерального округа, созданный в целях совершенствования их работы в области архивоведения, документоведения, археографии; обобщения и распространения передового опыта, использования его для улучшения практической деятельности архивных учреждений.
  • Общественный совет
    В целях повышения роли общественности в области выработки и реализации государственной политики в области архивного дела на территории Нижегородской области был создан общественный совет. Выполняет консультативно-совещательные функции, участвует в осуществлении общественного контроля в порядке и формах, которые предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации и Нижегородскй ообласти.
  • Противодействие коррупции
    Антикоррупционная деятельность является приоритетной задачей для всех государственных структур и муниципальных органов
  • Государственная служба
  • Государственные услуги
  • Услуги государственных казенных учреждений
    Архивы Нижегородской области оказывают услуги на основе хранящихся документов

Внедрение — Graphit

Технология — Treegraph

Яндекс.Метрика