Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц

Горьковская областная пионерская организация в годы Великой Отечественой войны

       Время стремительно мчится вперёд, что-то оставляя в прошлом, что-то неся на своих крыльях в будущее. В мае 2012 года исполнилось 90 лет пионерскому движению нашей страны.

       Несколько десятилетий подряд 19 мая молодежь широко отмечала День Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина. Пионерское движение занимало центральное место в жизни школьников на протяжении почти всего XX века. Сейчас кто-то с грустью вздыхает об ушедшем пионерском детстве, столь отличном от детства современных подростков. Кто-то «извлекает уроки», а кто-то просто скажет своим детям и внукам: «Я был пионером и этим горжусь!»

       В Государственном общественно-политическом архиве Нижегородской области сохранилось немало документов, рассказывающих о деятельности  Горьковской (Нижегородской) областной пионерской организации. Очень много можно рассказать о жизни детей в годы Великой Отечественной войны.

       Война разом перевернула всю жизнь. В годы Великой Отечественной  войны 1941-1945 гг. пионерская организация действовала под девизом «Всё для фронта, всё для победы!». Из письма Центрального комитета ВЛКСМ 29 мая 1942 года  к пионерам: « Ваши старшие товарищи- комсомольцы и комсомолки на фронте и в тылу, вместе со всеми напрягают силы, чтобы поскорей разгромить немецких фашистов… Можно ли вам в такие дни сидеть, сложа руки,  и ничего не делать? Конечно, нельзя. Какой пионер, советский школьник будет бездельничать, зная, что на фронте сражаются его отец, мать, брат, сестра, сосед?». Разумеется, дети не сидели, сложа руки.  Они быстро повзрослели и взялись за работу по оказанию помощи фронту. Школьники пришли на заводы и фабрики.

       В стране  возникло и ширилось движение «Молодежь на производство!». Пионеры и школьники города Богородска первыми в области одновременно с учебой в школе стали работать на фабриках, заводах, в мастерских, помогая выполнять заказы для фронта. Их примеру последовали ученики из других городов и сел области.

       Так 870 школьников из г. Дзержинска, помогая фронту, работали на предприятиях города, выполняя оборонные заказы. За хорошую работу 250 учащихся были  премированы дирекцией одного из заводов. За период с 3 июля по 10 августа 1941 года школьники изготовили различные детали на сумму 4 млн. рублей.

       В декабре 1941 года школьники г. Горького взяли обязательства без отрыва от учёбы помогать предприятиям лёгкой промышленности в быстрейшем выполнении заказов фронта. После уроков они работали на швейных фабриках, в обувных мастерских, брали заказы на дом и изготовляли ложки, варежки, носки, шарфы, подшлемники, участвовали в пошиве обмундирования. Учащиеся 6-7 классов школ № 102, 97 Кировского района работали в ателье «Швейник». Только на предприятиях легкой промышленности более 1370 пионеров встали на подсобные работы. При школах, детских домах и внешкольных учреждениях была развернута сеть учебно-производственных мастерских: сапожных, швейных, в которых работало более 6 тыс. пионеров и школьников.

       Более 100 человек с детской железной дороги пошли работать на Горьковскую железную дорогу.

       С первых дней войны сельское хозяйство ощущало нехватку рабочих рук. Подростки и дети заменили в колхозах ушедших на фронт взрослых, а на уборку урожая  выезжали пионеры и школьники из городов.

       С 1 января 1942 года, как в сельских школах, так и в городских началась подготовка учащихся 7-10 классов к сельскохозяйственным работам. Во всех школах из ребят были созданы бригады по принципу класс-бригада.

       Летом 1942 года в колхозах и совхозах области работал 741 отряд, насчитывавший в своем составе 103 970 учащихся и 5 663 учителя. Школьниками было заработано 3 435 947 трудодней, учителями – 282 221 трудодень. Из справки зав.гороно Ашуркова: «Через 2-3 недели работы трудно было узнать большинство учащихся. Ребята смелее берутся за любую работу. Такую как: прополка, силосование, уборка колосовых, вязка снопов, обмолот ржи, овса, пшеницы, вики».

       Многочисленные примеры показывают подлинные образцы самоотверженного отношения к труду. Например, пионерка Маруся Рыжова, учащаяся 6 класса Силино-Майданской школы Шатковского района заработала за лето 350 трудодней, Тургин Гена – ученик 3 класса Старо-Устинской школы Заветлужского района заработал за лето 298 трудодней, Ваня Мольков  из Дивеевского района 345 т/дня.

       На полях колхозов и совхозов ежегодно работали около 100 тыс. учащихся. Они заработали 20 млн. трудодней.

       В 1941-1945 годах 8980 пионеров и школьников шефствовали над животноводством. Они помогали выращивать молодняк, оказывали помощь в заготовке кормов. По данным 34 сельских районов 4980 пионеров занимались выращиванием молодняка. Пионеры Теряевской неполной средней школы Богородского района вырастили 14 лошадей и сдали в подарок бойцам Красной армии.

       В 1944 году учащиеся Большетумановской школы Арзамасского района обратились ко всем пионерам и школьникам области с призывом взять шефство над колхозным птицеводством. Их инициатива была одобрена обкомом партии.

       Призыв большетумановцев получил широкий отклик среди пионеров области. 87 тысяч пионеров и школьников стали шефствовать над птицефермами и сдали за лето на фермы 10446 куриц, 6620 цыплят, отремонтировали 887 птичников, заготавливали корма.

       В 1943 году Центральный комитет комсомола наградил Почетной грамотой отряд Салавирской семилетней школы Кулебакского района. Отряд состоял из 60 пионеров 3-5-х классов. С 1 июня по 1 сентября 1943 года они выработали 3600 трудодней.

       1 сентября 1941 года пионеры школы № 102 Кировского района г. Горького обратились к пионерам и школьникам города и области с призывом построить танк «Горьковский пионер» на средства, заработанные своим трудом. Ребята поддержали эту инициативу. Они собирали металлолом, шили белье для красноармейцев, заготовляли лекарственные растения.

       И уже 18 января 1942 года делегаты от пионерских дружин приняли танк от рабочих и на митинге в парке имени 1-го Мая передали его танкистам. А 26 января 1942 года бюро обкома ВЛКСМ одобрило инициативу пионеров из Дзержинска, Балахны и Сормовского района по сбору средств на строительство самолета «Горьковский пионер».

       В сборе средств на строительство танков и самолетов приняли участие все пионеры и школьники города и  области. Они устраивали субботники и воскресники, а заработанные собственными руками деньги сдавали в Фонд обороны Родины.

       Пионеры не оставались в стороне и от другого важного дела - сбора лекарственного сырья. За годы войны они заготовили 5690 тонн полезных лекарственных растений, а полученные деньги пошли на строительство танков и самолетов.

       В октябре 1943 года отправился на фронт танк «Олег Кошевой», также построенный на средства, собранные юными горьковчанами. Пионеры и школьники Арзамасского района дополнительно собрали деньги на строительство самолета «Арзамасский школьник», а Автозаводского района – на танк «Автозаводский школьник».

       За годы войны на средства, собранные пионерами и школьниками области, было построено 7 танков и самолетов.

       Во время войны во всех школах широко  развернулось тимуровское движение. Тимуровские команды состояли из учащихся 4-7-х классов, состав их менялся, но традиции оставались те же: помогать семьям фронтовиков, детям-сиротам, эвакуированным. Инициаторами тимуровского движения в области были пионеры Кировского района г. Горького.

       35 тысяч пионеров-тимуровцев Горьковской области шефствовали над госпиталями, детскими домами и оказывали помощь семьям фронтовиков. Сама жизнь подсказывала ребятам, что семьи мобилизованных, престарелые и больные люди нуждаются в это трудное время в их помощи. Уже в первые дни войны ребята из школы № 30 г. Горького сообщали в газету «Клич пионера», что они помогают семьям красноармейцев, а пионеры Ваня Шмелев и Вова Евстигнеев писали: «Нужно по примеру Тимура и его команды помогать семьям ушедших в армию. Мы уже обошли ближайшие дома и выяснили, какая семья и в какой помощи нуждается. Нас 20 человек. Мы можем сделать многое».

       За школами Кагановического района  были закреплены 34 семьи, из них 16 семей с 2-3-мя детьми и 18 от 4 до 6 детей.  По Ждановскому району за тимуровцами было закреплено 67 семей фронтовиков. Лучшими тимуровскими командами являлись команда 5 «В» класса школы № 122 г. Горького, капитан Филимонов и 6 «В» школы № 112. Своими силами ребята помогли утеплить школу,  распилить и расколоть все школьные дрова. А команда 6 «В» класса помогала семьям фронтовиков, девочки мыли пол, готовили обед, из детского сада № 25 приводили и уводили  детей, матери которых работали. Ученица 5 класса школы № 30 г. Горького – Бурмистрова несколько дней заменяла двум малюткам мать, которая уехала к мужу в госпиталь. Защитники Родины горячо благодарили ребят за заботу об их семьях.

       Тимуровцы-горьковчане передали в госпитали более 50 тысяч книг, устроили для раненых бойцов свыше 3 тысяч концертов. Учащиеся 6-7 классов школ № 97, 102, 123 Кировского района работали на починке белья в госпитале. В школе № 25 Автозаводского района, где находился  госпиталь,  на пришкольных земельных  участках, ученики 4-х классов выращивали свеклу, помидоры, капусту, морковь, огурцы. «Для раненых бойцов», - было написано на дощечке у каждой грядки.

       Горьковские пионеры явились инициаторами двух очень важных и полезных начинаний, которые были подхвачены пионерами всей страны.

       В жестокую зиму 1941-1942 года горьковские и московские пионеры первыми бросили клич о сборе теплых вещей для Красной армии. Он стал массовым. На фронт отправлялось огромное количество посылок и писем от ребят.

       Кроме того, пионеры оказывали помощь школам, вновь создаваемым в освобожденных от немецких захватчиков районах. Инициаторами в этом деле были автозаводцы. Газета «Горьковская Коммуна» от 10 января 1942 г. писала: «Учащиеся и учителя трех средних школ Автозаводского района №№ 1, 19 и 27 решили оказать помощь средней школе одного из освобожденных Красной армией районов. Коллектив этих школ взял на себя обязательство собрать для подшефной школы полный комплект наглядных пособий, учебников и учебных принадлежностей. Учащиеся приступили к изготовлению некоторых наглядных пособий своими руками. Начинается сбор учебников и пособий в других школах района. Инициатива школьников и учителей Автозаводского района заслуживает всяческого одобрения. Этот прекрасный почин следует подхватить всем школам г. Горького и области. Учащиеся города Горького отправили в школы освобожденных районов 15 тысяч учебников и наглядных пособий.

       Ветлужские школьники собрали 400 различных вещей для детей из освобожденных районов. Восьмиклассница Лиля Новоселова к своему подарку приложила письмо к неизвестной подруге:

        «Милая девочка! Посылаю тебе мой подарок. Помни, что у тебя много друзей, что ты никогда не будешь одинока потому что в нашей великой стране все друзья. Лиля Новоселова ».

       Важнейшей задачей пионерской организации и в военное время оставалась борьба за знания. Знания нужны, как винтовка в бою. Это понимали пионеры и, несмотря ни на какие трудности, старались учиться хорошо, оказывали помощь отстающим детям. Ребята занимались в кружках «Юный натуралист», «Юный техник».

       Взрослые заботились о том, чтобы все дети посещали занятия в школе, и создавали для этого необходимые условия.

       Юные горьковчане во всем чувствовали заботу и внимание взрослых. И в том, что в июне 1942 года на Автозаводе открылась первая в области детская столовая, и в том, что ребята могли веселиться у новогодней елки и в праздники получать подарки; могли заниматься спортом и участвовать в художественной самодеятельности, отдыхать в пионерских лагерях. За годы войны в пионерских лагерях и на детских площадках отдохнули 120 тысяч человек.

       Как и в мирное время,  проходили пионерские слеты, соревнования. Был проведен слет юных натуралистов и опытников сельского хозяйства. А в смотре художественной самодеятельности, состоявшемся  в декабре 1942 года, участвовали 5 тысяч пионеров и школьников. Всегда, во всех начинаниях, рядом с ребятами находились сотрудники, актив родителей городского Дворца пионеров им. В.П. Чкалова. Вся массовая работа Дворца пионеров в годы войны была направлена на поднятие у детей духа патриотизма и героизма. Всей этой работой успешно руководила замечательный директор Ирина Алексеевна Печерникова и коллектив педагогов: Хватова, Бжозовская, Игнатьева, Гликман, Чупрунов, Леденцов, Куликов, Каневский, Миканович, Топорова, Елистратов, Пашин, Зимин, Куршанова, Шейкевич и др.

       Горьковские пионеры за оказанную помощь фронтовикам и за самоотверженную работу в годы Великой Отечественной войны получали благодарности Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил СССР И.В. Сталина.

       Хочется верить, что замечательные страницы Горьковской пионерии не будут забыты и пусть пионерская история не завершится 90-летним днем рождения. Будут еще юбилеи, будут новые пионерские дела. Возможно, пришло время возрождения тех основ пионерского движения, которые стали символом не одного поколения: активная жизненная позиция, патриотизм, честность и дружба.

       Материал подготовлен Л.В. Захаровой, начальником отдела публикации и использования документов

  • Новости и события
  • Комитет по делам архивов
    Орган государственного управления архивным делом в области, контролирует соблюдение архивного законодательства, руководит работой 10 государственных казенных учреждений, осуществляет методическое руководство деятельностью 50 муниципальных архивных учреждений и около 3 тысяч архивных организаций. Комитет также ведет централизованный государственный учет архивных документов области на базе программного комплекса «Фондовый каталог».
  • Государственные казенные учреждения
    Комитет и подведомственные ему государственные архивы образуют Государственную архивную службу Нижегородской области
  • Муниципальные архивные учреждения
  • Научно-методический совет архивных учреждений ПФО
    Постоянно действующий совещательный орган архивных учреждений субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского Федерального округа, созданный в целях совершенствования их работы в области архивоведения, документоведения, археографии; обобщения и распространения передового опыта, использования его для улучшения практической деятельности архивных учреждений.
  • Общественный совет
    В целях повышения роли общественности в области выработки и реализации государственной политики в области архивного дела на территории Нижегородской области был создан общественный совет. Выполняет консультативно-совещательные функции, участвует в осуществлении общественного контроля в порядке и формах, которые предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации и Нижегородскй ообласти.
  • Противодействие коррупции
    Антикоррупционная деятельность является приоритетной задачей для всех государственных структур и муниципальных органов
  • Государственная служба
  • Государственные услуги
  • Услуги государственных казенных учреждений
    Архивы Нижегородской области оказывают услуги на основе хранящихся документов

Внедрение — Graphit

Технология — Treegraph

Яндекс.Метрика