Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц

Р.Е. Алексеев: эра крылатых судов

         Создание скоростных судов на подводных крыльях было неизбежно, как неизбежно любое открытие в мире. Личность лишь меняет сроки события.

         Создание скоростных судов на подводных крыльях было неизбежно, как неизбежно любое открытие в мире. Более пятидесяти лет билось человечество над реализацией идеи создания судна на подводных крыльях. Проблему устойчивости судов при ходе на крыльях решил конструктор Р.Е. Алексеев, создав малопогруженное крыло, много сложнее авиационного.

         Ростислав Евгеньевич Алексеев родился 18 декабря 1916 года в г.Новозыбкове Орловской губернии. Мать - Серафима Павловна, учительница, привила детям любовь к музыке и живописи. Отец – Евгений Кузьмич много и плодотворно работал на поприще науки, руководил опытной сельскохозяйственной станцией. Детям ничего не запрещали, не оказывали на них никакого давления. Как-то Ростислав с братом Толей «спроектировали» лодку-плоскодонку. Но на «испытаниях» она перевернулась, и мальчишки оказались в воде.  Евгений Кузьмич отвел ребят к знакомому рыбаку и попросил его, чтобы тот помог ребятам сконструировать «правильную» лодку, а заодно научил бы ею управлять.

         В 1929 году Евгений Кузьмич был арестован по доносу. Волею судеб семью разбросало по России. Ростислав оказался в Нижнем Тагиле у дяди. После многих хлопот Серафимы Павловны и друзей отца в 1933 году ему разрешили поселиться в г. Горьком.

         В 1935 году Ростислав Евгеньевич поступил в Горьковский индустриальный институт имени Жданова на кораблестроительный факультет.

         Еще в студенческие годы Алексеев увлекался парусным спортом. Причем не просто ходил под парусом, а сам конструировал и строил яхты, готовил их к соревнованиям. С 1938 по 1940 годы работал тренером по парусному спорту. Серьезно был увлечен изучением поведения судна на воде.

          «Мысль о создании судна на подводных крыльях впервые возникла у студента-третьекурсника Алексеева, когда он прочитал теоретическую статью в техническом журнале, в которой рассматривались условия обтекания пластины, находящейся в потоке воды. Ростислав Евгеньевич понял, что если подводными крыльями приподнять корпус судна над водой, то удастся, во-первых, заметно снизить сопротивление движению, а во-вторых, уменьшить влияние волн. Реализовав эту идею в металле, можно было создать судно, способное развивать впечатляющую скорость даже при скромном по судостроительным меркам двигателе. Выходила двойная экономия – топлива и времени. Увлекшись этой идеей, кораблестроитель посвятил свою дипломную работу проекту судна на подводных крыльях».

         1 октября 1941 года Р.Е. Алексеев защитил дипломную работу «Глиссер на подводных крыльях». Комиссия оценила её как глубоко научную, приближенную к диссертации. Алексееву было присвоено звание инженера-кораблестроителя. Ростислава Евгеньевича направили на завод «Красное Сормово», где он участвовал в разработке важнейшей в то время продукции завода – танков. Именно на заводе появились его первые рационализаторские предложения: специальное устройство для воспламенения бутылок с зажигательной смесью и реактивно-интекционный двигатель для скоростных торпедных катеров. Параллельно молодой конструктор начинал самостоятельно, вне рабочего времени, проектировать модели первых катеров на подводных крыльях.

         В 1942 году Алексееву были выделены ресурсы для проведения работ по созданию боевых катеров на подводных крыльях. Его Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) начинало свой путь со старого сарая и троих помощников. В результате -  осенью 1943 года в заводской гавани был спущен на воду первый образец судна на подводных крыльях «А-4». Но катер Алексеева не успел принять участия в боевых действиях. Однако, созданные им модели показали, что идею можно успешно реализовать.

         Ростислав Евгеньевич мечтал построить судно, которое изменит представления о скорости.

         В 1946 году он построил свой второй катер, развивавший 87 км/ч. Гидродинамическое качество на этой скорости у этого аппарата составляло 10 (против 5 у глиссеров). Год спустя был разработан очередной проект, в котором применена простая схема с двумя малопогруженными подводными крыльями. Ростислав Евгеньевич чрезвычайно быстро понял, какая конструкция будет оптимальной для российских рек.

         К 1950 году Р.Е. Алексеев приступил к строительству первых в мире серийных судов на малопогруженных подводных крыльях, за который в 1951 году был удостоен вместе с помощниками Сталинской премии второй степени.

         К сожалению, несмотря на высокую оценку и признание прогрессивности конструкции судна Р.Е. Алексееву довольно часто приходилось бороться со сложившимися взглядами на развитие скоростного судостроения, отстаивать в Министерстве судостроительной промышленности СССР свои убеждения. Однажды во время очередной встречи в министерстве один из чиновников, намекая на недоработанность конструкции, сказал: «Над многими вопросами мы ставим ещё большие вопросительные знаки». Алексеев не растерялся и с достоинством ответил: «А мы переделываем их в восклицательные!».

         Даже когда проект судна на подводных крыльях был готов, почти все специалисты Минсудпрома высказывались о нецелесообразности серийного производства нового изделия, о его недостаточной надёжности. Но Алексеев продолжал утверждать: «В наш век на воде сохранились ещё скорости девятнадцатого века. Речному транспорту, особенно пассажирскому, грозит жёсткая конкуренция со стороны авиации, железных дорог и автотранспорта. И это, несмотря на известную дешевизну перевозок по воде, – естественные «дороги». Мы хотим поставить на крылья прежде всего флот местного значения. Это самый массовый, самый насущный флот, как трамвай, автобус в городе. Можно вернуть делового пассажира на Волгу».

         Чувствуя мощное сопротивление со стороны руководства министерства, Ростислав Евгеньевич, которого жизнь научила быть дипломатом даже в собственной стране, решил изменить тактику продвижения проекта. Он обратился за помощью в партком завода «Красное Сормово», который поддержал Алексеева. Далее предложение конструкторского коллектива одобрили в областном комитете партии. Это открыло дорогу проекту даже в Министерство судостроительной промышленности.

         В 1954 году научно-исследовательская гидролаборатория завода «Красное Сормово» становится филиалом ЦКБ-19. Работами коллектива во главе с Алексеевым заинтересовалось Министерство речного флота, и вскоре Ростиславу Евгеньевичу было выделено финансирование на постройку первого пассажирского теплохода на подводных крыльях «Ракета» - на 66 человек. Его строительство началось летом 1956 года.

         Рождалась новая техника, поэтому традиционные подходы не устраивали конструкторов. Сложность судов на подводных крыльях (новая технология производства, насыщенность системами, сложность управления) требовала обеспечения высокой надёжности и качества изготовления. Учитывались и эксплуатационные требования. Во время работы над судном вносились изменения в первоначальную модель. Было принято много рационализаторских предложений изобретателей. Так снижение массы судна достигалось применением новых конструкционных материалов, в том числе алюминиевых и титановых сплавов. Приходилось на ходу осваивать технологию сварки алюминия в защитной среде аргона. Масса корпуса и крыльевого устройства судна на подводных крыльях составляет в среднем 45 – 55% от массы порожнего судна, и поэтому особое внимание при проектировании первого судна на подводных крыльях обращалось на уменьшение именно этих составляющих нагрузок.

         Чтобы выдержать сроки и воспользоваться благоприятной ситуацией для демонстрации судна в столице, Ростислав Евгеньевич принял решение работать в экспериментальном цеху в три смены. Сам конструктор практически круглые сутки проводил на работе. Такой режим работы дал свои плоды: после напряжённой работы и устранения всякого рода «мелочей» в конце апреля 1957 года первый образец ещё безымянного пассажирского судна на подводных крыльях, имевшего непривычную в то время для глаз форму и выкрашенного в жёлто-зеленый цвет, был спущен на воду.

         Необходимо отметить, что конструкторы, создавая скоростное судно на подводных крыльях, уделяли большое внимание его эстетике, архитектуре. В гидролабораторию даже пригласили художников: Алексеев, сам обладавший навыками рисования и лучше других чувствовавший скорость на воде, набрасывал эскизы, а художники (или, как сейчас принято говорить, дизайнеры) доводили эскизы и тут же лепили из пластилина макеты.

         Конструкция «Ракеты» получилась очень удачной, можно сказать, классической. Внешне она сильно напоминала первые наброски Алексеева, сделанные им ещё в 1940-е гг. Причем всё – от двигателя до последней заклёпки в корпусе – было сделано из отечественных материалов.

         Когда выкатывали «Ракету», рабочие завода «Красное Сормово» с любопытством осматривали необычный корабль, всеми правдами и неправдами старались пробраться на теплоход, у которого еще не было даже рубки. Пришлось даже запретить вход на судно. Все отделочные работы судна велись уже на плаву.

         Во время первых рабочих «выходов» судна капитаном и рулевым был сам Р.Е. Алексеев. Но не высокомерие им руководило, а нежелание подвергать людей риску.

         Летом 1957 года Алексеев представил «Ракету» на суд мировой общественности, эффектно приведя корабль своим ходом в Москву в дни Международного фестиваля молодёжи и студентов.

         Когда 25 августа 1957 года это судно преодолело 420 км – расстояние от Горького до Казани – за семь часов, многие специалисты отказывались в это верить. Еще больше все удивились цене билетов на «Ракеты»: она оказалась лишь немного выше, чем на обычное водоизмещающее судно. Популярность «Ракет» росла, а заводы наращивали темпы выпуска таких судов. Стало понятно, что идея Ростислава Алексеева, от которой многие профессора и специалисты некогда рекомендовали ему отказаться, оказалась именно тем, что так давно нужно было стране.

         После триумфального возвращения «Ракеты» в г. Горький, она была принята в состав Волжского объединенного пароходства и начала регулярные перевозки на пассажирской линии Горький – Казань. Судно пошло в серийное производство: 9 сентября 1958 года по решению Министерства речного флота РСФСР было заложено первое серийное судно на подводных крыльях типа «Ракета». С того памятного дня и началась эра крылатых судов.

         Красавица «Ракета» в те годы стала символом города Горького: на страницах газет, на плакатах горьковчане видели ставший уже привычным силуэт этого судна. Рождение «крылатого первенца» Алексеева породило бурный интерес ученых и населения СССР. Главного конструктора и его ближайших помощников приглашали для выступлений в школы, техникумы, институты, клубы. Это был тот редкий случай, когда с большой любовью созданный новый корабль вызвал ответную всенародную любовь. Всем стало ясно, что в судостроении произошёл скачок высшего порядка – настоящая техническая революция на водном транспорте.

         Позже сам Алексеев так оценивал это событие: «Созданием «Ракеты» был ознаменован один из самых значительных этапов в истории скоростного судостроения, а в Сормово сложился коллектив конструкторов и производственников, способных решать самые сложные задачи скоростного судостроения».

         В 1959 году был построен первый «Метеор» – судно с вдвое большей пассажировместимостью, чем у «Ракеты» (120 человек). Покорив реки, Ростислав Алексеев решил войти в море. В 1961 году начались регулярные морские рейсы теплохода «Комета». На этом судне конструктор применил уже другую схему крыльевого устройства – с частично погруженными крыльями – которая лучше подходила для движения по морю.

         В 1962 году десять сотрудников во главе с Р.Е. Алексеевым получили Ленинскую премию за создание нового транспортного средства.

         Суда на подводных крыльях и имя Алексеева становится визитной карточкой города Горького.

         В ЦКБ-19 так же были созданы катера «Волга», «Комета», «Спутник», «Буревестник» и «Восход». Все эти скоростные суда на подводных крыльях выпускались серийно. Ростислав Евгеньевич часто говорил, что критерием истинности для инженера является серийное производство его изделия.

         Однако человека, создавшего принципиально новый вид транспорта, не устраивали достигнутые скорости, а это уже 60-80 км/ч и даже 95 км/ч у «Буревестника», против обычных в то время 15-20 км/ч у водоизмещающих судов. Он ищет способы еще большего уменьшения площади контакта элементов судна с водой, вплоть до сведения ее к нулю. Он начинает работу по созданию аппаратов получивших название экранопланы. По существу, это были низколетательные аппараты, использовавшие поверхность воды для старта, посадки и полета над ней. Экранопланы, по расчетам, могли достигнуть авиационных скоростей, при высокой экономичности их скорость приближалась к 250 км/ч.

         В 1962 году в ЦКБ-19 началась работа по созданию экраноплана «КМ» для Военно-Морского Флота (ВМФ), а в 1964 году - над проектом экраноплана Т-1 для воздушно-десантных войск. Первый должен был летать на высотах в несколько метров, а второй- до высоты 7500 м.

         22 июня 1966 года был спущен на воду «КМ», самый крупноразмерный для своего времени летательный аппарат на земле.

         3 ноября 1979 года в состав ВМФ принят, как боевая единица, первый в мире десантный корабль-экраноплан. Он получил штатный номер МДЭ-160 (младший десантный экраноплан) «Орлёнок».

         В декабре 1979 года Алексеев начал строительство «Волги–2», на которой хотел отправиться на Олимпийские игры в Москву в 1980 году. Но, к сожалению, этой мечте не дано было осуществится.

         9 февраля 1980 года сердце великого конструктора перестало биться. Впрочем, перестало ли? Слышен он в рокоте судов летящих по волнам рек и морей разных стран. Идеи и разработки Алексеева продолжают жить.

         Именем Алексеева названы судно на подводных крыльях и площадь в Нижнем Новгороде.

         Приказом Федерального агентства по образованию от 1 марта 2007 года Нижегородский государственный технический университет переименован в Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева.

         НГТУ им. Алексеева является одним из ведущих технических вузов Приволжского федерального округа.

         В 2009 году ко Дню 788-летия города Нижнего Новгорода на площади Алексеева был установлен памятник  конструктору (скульптор Т.Г. Холуёва). На постаменте высечены слова — «Создателю скоростного флота России, выдающемуся конструктору судов на подводных крыльях и экранопланов Ростиславу Алексееву от нижегородцев».

         Материал подготовлен О.С. Емельяновой, начальником отдела комплектования и использования документов.

  • Новости и события
  • Комитет по делам архивов
    Орган государственного управления архивным делом в области, контролирует соблюдение архивного законодательства, руководит работой 10 государственных казенных учреждений, осуществляет методическое руководство деятельностью 50 муниципальных архивных учреждений и около 3 тысяч архивных организаций. Комитет также ведет централизованный государственный учет архивных документов области на базе программного комплекса «Фондовый каталог».
  • Государственные казенные учреждения
    Комитет и подведомственные ему государственные архивы образуют Государственную архивную службу Нижегородской области
  • Муниципальные архивные учреждения
  • Научно-методический совет архивных учреждений ПФО
    Постоянно действующий совещательный орган архивных учреждений субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского Федерального округа, созданный в целях совершенствования их работы в области архивоведения, документоведения, археографии; обобщения и распространения передового опыта, использования его для улучшения практической деятельности архивных учреждений.
  • Общественный совет
    В целях повышения роли общественности в области выработки и реализации государственной политики в области архивного дела на территории Нижегородской области был создан общественный совет. Выполняет консультативно-совещательные функции, участвует в осуществлении общественного контроля в порядке и формах, которые предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации и Нижегородскй ообласти.
  • Противодействие коррупции
    Антикоррупционная деятельность является приоритетной задачей для всех государственных структур и муниципальных органов
  • Государственная служба
  • Государственные услуги
  • Услуги государственных казенных учреждений
    Архивы Нижегородской области оказывают услуги на основе хранящихся документов

Внедрение — Graphit

Технология — Treegraph

Яндекс.Метрика