Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц

Москва – Северный полюс – Ванкувер

       Нижегородская земля славится многими известными людьми, но особую гордость  вызывает наш земляк, легендарный летчик Валерий Павлович Чкалов.

       В этом году исполняется 75 лет со дня беспосадочного перелета экипажа В.П. Чкалова из Москвы в Америку через Северный полюс. Благодаря этому событию имя В.П.Чкалова приобрело всемирную известность и до сих пор вызывает огромный интерес у всего человечества.

       18 июня 1937 года, взлетев со Щелковского аэродрома, самолет АНТ-25 взял курс на Северный полюс. Экипаж состоял из трех человек – В.П. Чкалова, Г.Ф. Байдукова и А.В. Белякова. Путь был нелегким: обход и преодоление циклонов, низкая облачность, обледенение. Одно из них, которое они назвали фарфоровым, так как по цвету напоминало фарфор, было особенно сильным. Чтобы выйти из зоны обледенения, пилотам пришлось перенести кислородное голодание,  головную боль, упадок сил. В.П. Чкалов позже вспоминал: «Мы летели около 45 часов без кислорода на высоте 5 с лишним тысяч метров, когда через 3-4 часа человек настолько выматывался, что не мог ничего сделать». У всех троих потекла из носа кровь. «Чтобы остановить кровь, пришлось чуть - ли не половиной платка затыкать нос, потому что она не останавливалась».

       Экипаж пробыл в воздухе без посадки 63 часа 16 минут, преодолев расстояние более 9 тысяч километров, из них около 6 тысяч километров самолет прошел над океаном и льдами. Маршрут проходил через неисследованные районы. Наблюдения летчиков показали, что на участке от Северного полюса почти до самых американских островов нет земли. Все было покрыто льдами, разделенными черными трещинами.

       За время полета они практически ничего не ели и почти не спали. Из-за обрыва на борту самолета антенны, у экипажа  около одиннадцати часов отсутствовала связь с Москвой. Сложность полета заключалась и в том, что часть пути пришлось преодолевать практически в полной темноте. Выйдя на город  Портленд летчики стали ориентироваться по радиокомпасу. Сотрудники американских радиостанций всю ночь передавали русскую музыку.

       Полет закончился 20 июня 1937 года в 16 часов 16 минут.

       Американцы радостно встретили летчиков из СССР. Тысячи граждан пришли на аэродром Баракс поздравить экипаж с перелетом. Трижды прозвучал салют из пушек.

       Везде наших летчиков встречали бурными овациями, с огромной теплотой и вниманием, забрасывали цветами. В первое время в Америке все относились к перелету как к сверхъестественному явлению.

       Летчики посетили города Ванкувер, Портленд, Сан-Франциско, Чикаго, Вашингтон, Нью-Йорк. Провели множество пресс-конференций, митингов, встреч с общественностью,  простыми гражданами США. В посольстве в честь советского экипажа был устроен торжественный прием, на который было приглашено около 900 человек. И каждый из них пожал руку летчикам. В лице наших пилотов простые американцы признали Советский Союз.

       Газета «Филадельфиа паблик леджер» писала, что «полет советских авиаторов из СССР в США заслуживает почетного места в истории авиации. Они избрали кратчайший путь для прибытия сюда через Северный полюс и покрытую льдами верхушку мира. Это казалось человечеству невозможным, но русские доказали, что это возможно».

       В зале нью-йоркского отеля «Уолдорф Астория»  Клуб исследователей и Русско-американский институт культуры устроили в честь русских летчиков прием.  В.П. Чкалов приветствовал научную общественность США: «Примите от ста семидесяти миллионов советских людей привет и дружбу, которую мы вам принесли на своих крыльях». На огромном глобусе, испещренном маршрутами выдающихся путешественников и исследователей, появился еще один  маршрут – от Москвы до Ванкувера и три новых автографа – В.П.Чкалова, Г.Ф. Байдукова, А.В. Белякова.

       На банкете присутствовало около 900 человек: инженеры, исследователи, изобретатели. «900 человек очень трудно держать в таком внимании…если прекратишь говорить, замолчишь на 5-6 секунд, то Вы можете услышать, как пролетит муха, так каждое наше слово слушали с напряженным вниманием научные работники. Когда начертили нашу линию перелета на карте… весь зал встал и аплодировал». Этот факт свидетельствовал об огромном интересе американцев к перелету, о том, что В.П. Чкалов был хорошим оратором. Все его выступления, встречи с людьми были искренними, самобытными, отличались хорошим чувством юмора.

       Во многих городах  родители протягивали летчикам своих детей. В выступлении на партийном активе города Горького 9 августа 1937 г. В.П.Чкалов вспоминал: «Нам потом объяснили…, чтобы мы погладили их детей по голове. Потому что они уверены, что если Вы его погладили по головке, то все счастье, которым Вы обладаете, перейдет этому ребенку».

       В городе Портленд летчикам надели на шею венки из цветов и попросили прошествовать по улицам города, так как все жители хотели их увидеть.  По пути следования советских летчиков из города в город люди приходили даже ночью на вокзал… «подходили к нашим окнам, просили, чтобы мы встали и показались им».

       В столице страны  Вашингтоне состоялась официальная встреча президента США Ф. Рузвельта и советских авиаторов.

       В городе  Нью-Йорк на митинге присутствовало более 12 тысяч человек, причем в закрытом помещении. Многотысячная толпа встретила героев пением «Интернационала». Это была большая политическая победа Советского Союза.

       14 июля 1937 года советский экипаж из Нью-Йорка через Атлантический океан отправился на морском лайнере «Нормандия» на родину.

       На борту находилась известная американская кинозвезда Марлен Дитрих, но  советские летчики были настолько популярны, что все внимание было приковано только к ним. В.П.Чкалов, Г.Ф. Байдуков и А.В. Беляков дали команде корабля и пассажирам около 3 тысяч автографов.

       Далее путь наших летчиков пролегал через Францию, где им тоже устроили великолепный прием. Всему экипажу выдали почетную бесплатную визу.

       В  Берлине состоялась короткая, но теплая встреча с сотрудниками советского посольства. Гитлеровское  правительство постаралось сделать все, чтобы в Германии поменьше знали о перелете Чкалова, но даже здесь герои получили  визу сроком на 8 суток.

       Герой Советского Союза В.П. Чкалов и другие члены экипажа за этот перелет были награждены орденами Красного Знамени.

       В.П.Чкалов мечтал совершить полет вокруг земного шара, как он выражался, «махнуть бы вокруг шарика». Мечту знаменитого земляка осуществили летчики-космонавты. «На чкаловском образе воспитаны поколения летчиков. С него начинался Юрий Гагарин», – так писал летчик-космонавт Г.Т. Береговой.

       В ноябре 1937 г. В.П.Чкалов посетил город Горький. Здесь он выступил на многочисленных митингах, собраниях, а также побывал во многих районах Горьковской области.

       В 2012 году в честь 75-летия беспосадочного перелета В.П.Чкалова через Северный полюс Правительство Нижегородской области планирует организовать повторный перелет по маршруту Москва – Северный полюс – Ванкувер.

       В архивных фондах Государственного общественно-политического архива Нижегородской области сохранились стенограммы выступлений В.П.Чкалова.  В них легендарный летчик рассказывал о перелете, делился своими впечатлениями о  пребывании  в Америке, о встречах с гражданами США.

       Многие поколения воспитаны на примере героической жизни В.П.Чкалова. И в настоящее время подвиг советских летчиков, личность В.П.Чкалова, человека, обладавшего неповторимой индивидуальностью и самобытным характером, вызывает восхищение и огромный интерес  у всего человечества.

       Необходимо, чтобы подрастающее поколение знало и помнило своих героев.

       В 1975 году в  Ванкувере был установлен монумент советским летчикам, первый в США, посвященный подвигу советских людей.

       7 июня 1940 г. в поселке Чкаловск Нижегородской области открылся мемориальный музей имени В.П.Чкалова. В 1981 г. – в честь героя-земляка  названа площадь, установлен бронзовый памятник.

       15 декабря 1940 г. в  Горьком на площади Минина и Пожарского, около Георгиевской башни кремля, состоялось открытие памятника В.П. Чкалову.

       Материал подготовлен Н.Н. Соловьевой, ведущим архивистом отдела публикации и использования документов.

  • Новости и события
  • Комитет по делам архивов
    Орган государственного управления архивным делом в области, контролирует соблюдение архивного законодательства, руководит работой 10 государственных казенных учреждений, осуществляет методическое руководство деятельностью 50 муниципальных архивных учреждений и около 3 тысяч архивных организаций. Комитет также ведет централизованный государственный учет архивных документов области на базе программного комплекса «Фондовый каталог».
  • Государственные казенные учреждения
    Комитет и подведомственные ему государственные архивы образуют Государственную архивную службу Нижегородской области
  • Муниципальные архивные учреждения
  • Научно-методический совет архивных учреждений ПФО
    Постоянно действующий совещательный орган архивных учреждений субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского Федерального округа, созданный в целях совершенствования их работы в области архивоведения, документоведения, археографии; обобщения и распространения передового опыта, использования его для улучшения практической деятельности архивных учреждений.
  • Общественный совет
    В целях повышения роли общественности в области выработки и реализации государственной политики в области архивного дела на территории Нижегородской области был создан общественный совет. Выполняет консультативно-совещательные функции, участвует в осуществлении общественного контроля в порядке и формах, которые предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации и Нижегородскй ообласти.
  • Противодействие коррупции
    Антикоррупционная деятельность является приоритетной задачей для всех государственных структур и муниципальных органов
  • Государственная служба
  • Государственные услуги
  • Услуги государственных казенных учреждений
    Архивы Нижегородской области оказывают услуги на основе хранящихся документов

Внедрение — Graphit

Технология — Treegraph

Яндекс.Метрика