Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц

Дорогами войны: эвакуация населения в Горьковскую область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

       Эвакуация в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. была вынужденной, но крайне необходимой мерой, вызванной обстановкой, которая сложилась на фронте в самом начале войны. Эвакуация проводилась ради спасения от врага значительной части производительных сил, культурных ценностей и населения страны.

       24 июня 1941 г. постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР "для руководства эвакуацией населения, учреждений, военных и иных грузов, оборудования предприятий и других ценностей" при СНК СССР был создан Совет по эвакуации в составе Л.М. Кагановича, А.Н. Косыгина, Н.М. Шверника,     Б.М. Шапошникова, С.Н. Круглова, П.С. Попкова, Н.Ф. Дубровина и        А.И. Кирпичникова.

       За практическое осуществление перебазирования производительных сил и людских ресурсов отвечали центральные комитеты партии и совнаркомы союзных республик, обкомы, райкомы и горкомы ВКП(б), исполкомы местных Советов многих областей страны, где были созданы специальные комиссии, бюро или советы по эвакуации. К выполнению этой чрезвычайно важной военно-хозяйственной задачи были привлечены Госплан СССР и Наркомат обороны СССР.

       В постановлении ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР "О порядке вывоза и размещения людских контингентов" от 27 июня 1941 г. были определены задачи и первоочередные объекты эвакуации. Перемещению в первую очередь подлежали квалифицированные кадры рабочих и служащих, старики, женщины и молодежь, промышленное оборудование, станки и машины, цветные металлы, горючее, хлеб и другие ценности, имеющие государственное значение. Вскоре это постановление было дополнено утвержденной Совнаркомом СССР специальной инструкцией о порядке демонтажа и отгрузки оборудования заводов и фабрик.

       Горьковская область в годы войны стала одной из крупнейших эвакуационных баз. Первые эшелоны с эвакуированными из прифронтовой полосы прибыли в г. Горький уже 28 июня 1941 г. Созданная в начале июля специальная областная комиссия под руководством Модеста Тихоновича Третьякова, председателя исполкома областного Совета депутатов трудящихся, занималась вопросами размещения и обслуживания переселенцев.

       В соответствии с решением СНК СССР от 5 июля 1941 г. «О порядке эвакуации населения в военное время» в г. Горьком был создан эвакуационный пункт, в задачи которого входили организация приема эвакуированных граждан, обслуживание их на вокзалах и причалах, отправка на места расселения.

       5-6 июля в райкомы и горкомы партии было направлено инструктивное письмо Горьковского обкома ВКП(б) о работе с эвакуированными, четко обозначившее задачи партийных органов на местах: организация встречи эвакуированных, обеспечение жильем (если необходимо – за счет уплотнения местного населения), трудоустройство прибывших граждан, обеспечение культурно-бытового обслуживания населения.

       На 25 июля 1941 г. в районах Горьковской области было размещено около 110 тысяч взрослых и детей. За первый военный месяц расходы на обслуживание эвакуированных по области составили более 2,5 млн. рублей. К 27 августа прибыло 125600 человек, из них – детей около 70 тысяч, в том числе, без родителей около 3,5 тысяч. К 16 октября 1941 г. число эвакуированных выросло до 143744 человек.

       В основном все прибывающие обеспечивались жильем, большая часть приезжих была устроена на работу в колхозах, часть в учреждениях и на предприятиях.

       Некоторые колхозы области выделяли средства на приобретение одежды и обуви для нуждающихся. Так, например, пришлось помогать глухонемым детям, которые были эвакуированы в Фоминский район. Для 110 глухонемых ребят из разных городов Советского Союза была организована экскурсия по Волге, и война застала их в г. Горьком. Маленькие путешественники оказались в тяжелом положении: не было возможности отправить их в родные города. Руководство Фоминского района предоставило им для проживания здание школы. Кормили детей в столовой райпотребсоюза. Кроме одной пары белья и летней верхней одежды у ребят ничего не было, их нужно было обеспечить теплой одеждой к зиме. К началу учебного года надо было решить вопрос о создании в Фоминках специализированной школы для глухонемых детей.

       В крупных колхозах для эвакуированных организовывалось общественное питание. Так в Павлове эвакуированные могли питаться в заводской столовой, несколько семей содержались на средства горисполкома. В Пильнинском районе колхозы покупали хлеб для эвакуированных. В Работкинском районе на иждивении колхозов находились нетрудоспособные пожилые люди.

       Многие колхозники брали в семью детей, прибывших без родителей. В яслях устраивались дополнительные места, многие детские площадки и ясли разворачивались вновь. Органы народного образования проводили учет эвакуированных детей, чтобы определить их в школы. Трудности возникали с обучением ребят, эвакуированных из Латвии, Литвы, Карело-Финской ССР, потому что многие из них не знали русского языка.

       Несмотря на четкие указания и инструкции со стороны Горьковского обкома ВКП(б), местные партийные и советские органы на практике столкнулись с рядом проблем, требующих незамедлительного решения.

       Одна из них – недостаточно быстрая работа по составлению списков эвакуированных – это сильно затрудняло их учет, трудоустройство, а также справочно-розыскную работу. На 7 сентября 1941 г. в области значились прибывшими 131875 человек, а списки были составлены лишь на 80651 человека. В переселенческий отдел при Горьковском облисполкоме поступило на тот момент 12375 заявлений о розыске родственников, близких и только на 3 тысячи из них были даны ответы.

       Не менее острой была проблема несанкционированной эвакуации. Например, из г. Гомеля местные партийные органы самовольно эвакуировали в Горький научных сотрудников и студентов медицинского и педагогического институтов, строительного техникума с оборудованием и учебными материалами. Решения Совета по эвакуации при СНК СССР по этому вопросу не было. В г. Горьком принять и разместить эти учебные заведения не было возможности. Учебные пособия и оборудование пришлось сдать в комиссию эвакогрузов, а людей направить в районы области.

       Также из Карело-Финской ССР органами НКВД были эвакуированы в наш город без начальников эшелонов, без охраны и продовольствия осужденные, находившиеся в тюрьмах и на принудительных работах. Добравшись до города, многие занялись привычным «ремеслом» – воровством. Руководству области и города пришлось срочно принимать меры.

       Эвакуированные не обеспечивались на время следования медперсоналом, медикаментами, что явилось в дальнейшем причиной резкого увеличения случаев инфекционных заболеваний в г. Горьком и Горьковской области. Медпункты и больницы были просто перегружены. Далеко не всегда эвакуированные проходили должную санитарную обработку на распределительных пунктах.

       В некоторых районах ощущалась нехватка свободной жилплощади для размещения переселенцев. Очень тяжелое положение сложилось в Богородске с расселением рабочих ремонтной базы из Брянска и 300 учащихся ремесленного училища: руководство области пыталось решить проблему за счет перемещения из Богородска областной колхозной школы и использования дома отдыха одного из заводов.

       Часть эвакуированных не имела никаких средств на приобретение обуви и одежды к зиме, а фондов помощи на местах не хватало.

       В работе Горьковского эвакопункта имелись недостатки, на которые указывал в докладной записке секретарю обкома ВКП(б) М.И. Родионову уполномоченный комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б) по Горьковской области Филлипов. На Казанском, Московском и речном вокзалах наблюдалось огромное количество эвакуированных: для многих г. Горький был всего лишь перевалочным пунктом в пути. Ощущалась нехватка общежитий – вместо 2 тысяч мест, предусмотренных решением СНК СССР, эвакопункт располагал общежитиями на 450 человек. В результате сотни людей вынуждены были ночевать под открытым небом. Часто возникали трудности с питанием эвакуированных. Хотя руководство области, пытаясь решить эту проблему, неоднократно обращалось за помощью в ЦК партии и Наркомат торговли.

       В июле 1941 г. в адрес М.И. Родионова пришло письмо от Георгия Димитрова, генерального секретаря исполнительного комитета Коминтерна, с просьбой принять и разместить в Горьковской области детей сотрудников Коминтерна. Вместе с детьми эвакуировались матери, врачи, медсестры, няни. Отправляющая сторона перечислила на счет дома отдыха 60 тысяч рублей и далее обязывалась помогать в финансовом вопросе.

       Ребят и обслуживающий персонал решили разместить в доме отдыха «Лесной курорт» в Краснобаковском районе. Эшелон с детьми пришел на железнодорожную станцию «Ветлужская».

       Районная партийная организация старалась сделать все возможное, чтобы обеспечить нормальные условия проживания для эвакуированных. Хотя без трудностей не обошлось, ведь сначала даже не было известно точное число приехавших. Персональный учет не был произведен, а сопровождающий от Коминтерна утверждал, что приехало 750-760 человек. Дом отдыха был рассчитан всего на 450 мест, поэтому пришлось занять еще пионерскую турбазу и здание районной колхозной школы, которое могло вместить около 100 человек. Рядом с домом отдыха находились два колхоза, где в случае необходимости можно было расселить еще несколько семей.

       Определенную трудность составляло то, что многие дети и взрослые не знали русского языка, поэтому нельзя даже было узнать фамилии, имена и возраст эвакуированных.

       Постепенно жизнь и быт маленьких переселенцев налаживались. Детей от 2 до 5 лет разместили в одном здании, к каждой группе была прикреплена няня. Ребят постарше поселили отдельно. Женщинам с грудными детьми было предоставлено здание бывшей колхозной школы.

       Ответственные за эвакуацию от Коминтерна были довольны приемом и условиями размещения детей и взрослых. С питанием эвакуированных проблем не было: фонды, принадлежавшие дому отдыха «Лесной курорт», были переданы приехавшим. В помощь вновь прибывшему обслуживающему персоналу из местного населения выделили 130 человек.

       До июня 1944 г. дети немецких, венгерских, румынских, финских, австрийских, японских антифашистов, англичан, французов жили на горьковской земле, которая стала для них вторым домом.

       Тысячи людей из Белорусской, Украинской, Литовской, Карело-Финской ССР, Москвы и Ленинграда приютила Горьковская область в годы Великой Отечественной войны. Десятки перебазированных предприятий и заводов развернули производство на новых площадях в г. Горьком. Эвакуация, сопровождавшаяся нередко человеческими и материальными потерями, все же была необходимой мерой в условиях военного времени, позволившей создать прочный тыл и спасти миллионы людей.

       Материал подготовлен А.Б. Шурыгиной, главным архивистом отдела публикации и использования документов.

  • Новости и события
  • Комитет по делам архивов
    Орган государственного управления архивным делом в области, контролирует соблюдение архивного законодательства, руководит работой 10 государственных казенных учреждений, осуществляет методическое руководство деятельностью 50 муниципальных архивных учреждений и около 3 тысяч архивных организаций. Комитет также ведет централизованный государственный учет архивных документов области на базе программного комплекса «Фондовый каталог».
  • Государственные казенные учреждения
    Комитет и подведомственные ему государственные архивы образуют Государственную архивную службу Нижегородской области
  • Муниципальные архивные учреждения
  • Научно-методический совет архивных учреждений ПФО
    Постоянно действующий совещательный орган архивных учреждений субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского Федерального округа, созданный в целях совершенствования их работы в области архивоведения, документоведения, археографии; обобщения и распространения передового опыта, использования его для улучшения практической деятельности архивных учреждений.
  • Общественный совет
    В целях повышения роли общественности в области выработки и реализации государственной политики в области архивного дела на территории Нижегородской области был создан общественный совет. Выполняет консультативно-совещательные функции, участвует в осуществлении общественного контроля в порядке и формах, которые предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации и Нижегородскй ообласти.
  • Противодействие коррупции
    Антикоррупционная деятельность является приоритетной задачей для всех государственных структур и муниципальных органов
  • Государственная служба
  • Государственные услуги
  • Услуги государственных казенных учреждений
    Архивы Нижегородской области оказывают услуги на основе хранящихся документов

Внедрение — Graphit

Технология — Treegraph

Яндекс.Метрика