Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц

Из истории Горьковского Дома моделей

         Горьковский Дом моделей (ГДМ) был образован 1 апреля 1949 г. на основании приказа Министерства лёгкой промышленности РСФСР от 14 апреля 1948 г. № 193 приказом по Горьковскому Городскому Управлению легкой промышленности от 28 марта 1949 г.№ 35 на базе Центральной опытно-технической лаборатории путём выделения её из состава ателье индивидуальных заказов № 1.

         Располагался Дом моделей в двухэтажном здании № 8 на Зеленском съезде, над ателье №1. Первым директором Дома моделей был назначен начальник лаборатории Михаил Николаевич Орлинский.

         Численность работников составляла 117 человек, из них 20 художников-модельеров. Старейшими и ведущими среди них были Александра Николаевна Понятовская, Георгий Александрович Котриков, Самуил Абрамович Глятштейн, Сергей Иванович Шавырин, Иван Андреевич Старкин, Елизавета Дмитриевна Яманова, Мария Степановна Хализова, Евдокия Васильевна Швагер, Антонина Дмитриевна Полуэктова, Николай Николаевич Орлинский и Вадим Александрович Сукманов. Все они начинали работать портными и стали художниками-модельерами благодаря упорному труду и самообразованию. В 1952 г. на работу в Дом моделей поступил первый специалист с высшим образованием - художник-модельер Тамара Андреевна Соколова (в замужестве Соткова), которая через два года была назначена главным художественным руководителем. Она профессионально и талантливо руководила художниками-модельерами на протяжении тридцати пяти лет.

         В начале своего пути Дом моделей выпускал около 200 моделей в год. Лучшие из них после утверждения на большом художественном совете поступали на 30 швейных предприятий. Также ГДМ выполнял заказы на изготовление лекал и технической документации.

         Ещё одним направлением работы Дома моделей с первого года его существования стала пропаганда среди населения одежды новых фасонов. Демонстрации новинок проводились регулярно на крупных промышленных предприятиях, во дворцах культуры и рабочих клубах города. С показами мод выезжали в районные центры Горьковской области, в города Поволжья.

         В 1954 г. коллектив Горьковского Дома моделей переехал в дом № 13 по улице Маяковского (ныне ул. Рождественская). Трёхэтажное здание было реконструировано, отремонтированы два зала: выставочный и демонстрационный, в котором два раза в неделю стали проводиться показы мод. Руководила Домом моделей в этот период Нина Васильевна Хлюстова.

         Несмотря на молодой возраст, Горьковский Дом моделей считался одним из лучших в стране по разработке моделей и культуре производства. Численность работников возросла до 350 человек, из них 30 – специалисты художественного профиля. Выпуск моделей увеличился до 645 единиц в год.

         В 1958 г. Горьковский Дом моделей начал внедрение комплексной программы по улучшению качества и расширению ассортимента детской одежды. Модельеры Елизавета Дмитриевна Яманова, Самуил Абрамович Глятштейн, Галина Яковлевна Коромыслова (Иври) и Людмила Николаевна Самохвалова изъявили желание работать именно на этом важном и трудном участке. Они быстро освоили конструирование детской одежды и добились, чтобы платья и костюмы для детей были изящными, удобными, добротными. Работы этих художников-модельеров неизменно получали высокую оценку на всесоюзных конкурсах детской одежды.

         Ещё одним новым направлением работы Дома моделей во второй половине 1950-х гг. стала разработка моделей спецодежды для рабочих разных профессий. Возглавил эту работу модельер-конструктор Василий Александрович Костров. В 1958 г. ГДМ успешно принял участие во Всесоюзном конкурсе спецодежды.

         В 1959 г. в структуре Дома моделей появилось ателье, в котором по заказам населения изготавливали самый разнообразный ассортимент: пальто, костюмы, брюки женские и мужские, платья, блузки, юбки.

         Уже в 1950-е гг. Горьковский Дом моделей стал известен не только в нашей стране, но и за рубежом. Одежда, разработанная горьковскими модельерами, экспонировалась на международных конгрессах мод в Лейпциге, Варшаве, Москве (1957 г.), Бухаресте (1958 г.) Она была представлена также на Всемирной выставке в Брюсселе (1958 г.).

         В 1961 г. ГДМ возглавил Зиновий Родионович Дубиновский. Он был потомственным портным и опытным управленцем. В середине 1920-х гг., окончив школу фабзавуча, работал на швейной фабрике имени 25-го Октября, был секретарём комсомольской организации фабрики имени Ленина, многие годы работал начальником городского и областного управлений лёгкой промышленности.

         В 1960-е гг. существенно изменилась структура Горьковского Дома моделей. Были созданы новые подразделения: экспериментальный цех для апробации моделей, два цеха моделирования, отдел пропаганды и моды, производственный отдел, группы нормирования тканей, технологов, исследования тканей, моделирования головных уборов, художников-эскизистов. В результате этих структурных преобразований количество работников ГДМ выросло до 500 человек, а выпуск моделей достиг 1800 единиц в год.

         В 1960-е гг. руководство Горьковского дома моделей регулярно организовывало для художников-модельеров и модельеров-конструкторов творческие командировки по обмену опытом с домами моделей Москвы, Ленинграда, Киева, Риги, Таллина. В это десятилетие коллектив художников-модельеров ГДМ пополнился молодыми талантливыми специалистами – Галиной Волжанкиной, супругами Анатолием и Зинаидой Колегановыми.

         Созданный в 1963 г. отдел пропаганды и моды под руководством Людмилы Ивановны Лютиной ещё шире развернул работу в этом направлении. Помимо регулярных сеансов демонстрации моделей и творческих отчётов для населения, сотрудники отдела организовали в 1965 г. выпуск журнала мод Горьковского Дома моделей, продажу выкроек и фотозарисовок.

         В первой половине 1960-х гг. ГДМ начал разработку и внедрение в производство швейных изделий из тканей с синтетическими и искусственными волокнами. Были налажены тесные производственные связи с Богородской кожгалантерейной фабрикой. В 1964 г. ГДМ представил коллекцию моделей из кожзаменителей на Всесоюзном методическом совещании в г. Москве, посвящённом теме: «Современная модная одежда в народных традициях». В том же году Горьковский Дом моделей участвовал с показом моделей из синтетических тканей в совещании по вопросу улучшения качества этих изделий (в Государственном комитете по лёгкой промышленности при Госплане СССР). Обе коллекции получили высокую оценку. В их разработке приняли активное участие художник-модельер Людмила Ивановна Лютина, модельер-конструктор Лев Яковлевич Варшав и главный конструктор Алексей Петрович Корыгин.

         Кроме показа моделей на различных всесоюзных выставках и совещаниях, межреспубликанских и российских ярмарках, Горьковский Дом моделей в 1960-е гг. неоднократно представлял свои коллекции на международных форумах. В 1961 г. – на выставке в Будапеште (Венгрия), XII конгрессе мод в Берлине (ГДР), Международной выставке на Кубе. В 1967 г. – на Международной выставке одежды и фестивале мод в Москве, выставке «ЭКСПО» в Монреале (Канада).

         1968 г. стал годом начала строительства нового корпуса Дома моделей. В этом немалая заслуга директора Зиновия Родионовича Дубиновского. Именно он добился в Министерстве лёгкой промышленности РСФСР выделения средств на строительство нового здания и реконструкцию старого. Закончено строительство пятиэтажного корпуса было в 1973 г. Общая площадь пристроя составила 3600 кв. м. Введение в эксплуатацию нового корпуса дало возможность оборудовать демонстрационный зал на 350 мест, новый выставочный зал, гардероб на 500 мест, техническую библиотеку, лекальную группу, перепланировать цеха моделирования, раскройный участок, группу нормирования, перевести в реконструированный старый корпус из аварийных помещений ателье и экспериментальный цех.

         После ввода в строй нового здания Горьковский Дом моделей вышел на более высокие количественные и качественные показатели. Выпуск моделей достиг 1900 единиц в год. Количество швейных предприятий, обслуживаемых технической документацией и образцами, вышло за пределы города и области и составило 67 предприятий Горьковской, Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областей и ряда автономных республик. Горьковскому Дому моделей доверяли изготовление самого сложного ассортимента одежды для швейных предприятий – единых коллекций курток, пальто, костюмов.

         В этот период стал налаживаться тесный контакт и с предприятиями смежных отраслей промышленности. Был создан совет смежников, который раз в квартал рассматривал творческие работы, созданные в результате совместной деятельности.

         В 1975 г. директором Дома моделей был назначен Владимир Фёдорович Козеров. Он возглавлял ГДМ на протяжении 21 года. Под его руководством коллектив Дома моделей добился новых успехов и достижений.

         В августе 1976 г. Горьковский Дом моделей стал методическим центром для домов моделей промышленного объединения 1-го Росшвейпрома, в который входили Волго-Вятский, Центральный районы, Урал. В получении этого статуса была заслуга всего высококвалифицированного сплочённого коллектива, который на тот момент насчитывал 600 человек.

         С 1976 г. Горьковский Дом моделей первым в стране начал разрабатывать и внедрять на основе стандартизации комплексную систему управления качеством продукции (КС УКП). Её внедрение позволило поддерживать высокий уровень качества моделей, технической документации, организации производства. На базе полученного опыта был создан отраслевой стандарт внедрения системы в домах моделей других городов, а заслуги коллектива Горьковского Дома моделей были отмечены в 1981 г. бронзовой медалью ВДНХ.

         В 1970-е гг. успешно продолжало развиваться и такое направление работы Горьковского Дома моделей как пропаганда моды. Осенью, зимой и весной по вторникам в демонстрационном зале ГДМ проходили показы сезонных коллекций модных направлений. С такими показами сотрудники ГДМ ежедневно выезжали на предприятия, в институты, дома культуры сельской местности. Очередь была расписана на два года вперёд: так много было заявок от организаций, коллективы которых хотели познакомиться с новинками в мире моды. Штатных манекенщиц было всего восемь. В отличие от современных топ-моделей, худых и высоких, манекенщицы 70-х гг. были среднего роста со стандартной фигурой. Но все они умели красиво ходить и «держать» себя на подиуме. Для показа моделей детской одежды приглашали детей и внуков сотрудников ГДМ и их знакомых. За участие в показах мальчики и девочки, как и взрослые манекенщики, получали зарплату.

         Ярким событием стал показ коллекции одежды Горьковского Дома моделей, подготовленный к 750-летию родного города. За основу юбилейной коллекции было взято национальное искусство России, Поволжья, поэтому модели, современные по форме, были решены в народном характере. Многие из них были приняты в производство швейной промышленностью.

         Достойно были представлены коллекции Горьковского Дома моделей этого периода и за рубежом. В 1971 г. ГДМ показал свою коллекцию на Международной выставке модной одежды и аксессуаров в Париже (Франция), а в 1973 г. – на Международной ярмарке в Пловдиве (Болгария).

         В 1977 г. Горьковский Дом моделей стал выпускать ежегодный каталог модной одежды. Первый номер был посвящён молодёжи. Журнал выходил 25-тысячным тиражом. Многокрасочная печать, удачное оформление, эскизы около 100 моделей, а в приложении 8-10 выкроек – всё это сделало журнал популярным среди населения. Кроме каталога, ГДМ издавал альбомы своих коллекций, буклеты с выкройками и настенно-перекидные календари, посвящённые моде.

         В январе 1979 г. экспериментальный цех ГДМ начал выпускать модную одежду для подростков и молодёжи. А в октябре 1980 г. в экспериментальном цехе был начат выпуск изделий из натуральной кожи, спилка и одёжного велюра малыми сериями (до 500 единиц одной модели). При этом был освоен пресс-полуавтомат для фурнитуры, что способствовало улучшению условий труда и качества продукции.

         Во второй половине 70-х и начале 80-х гг. Горьковский Дом моделей стал уделять повышенное внимание профессиональному росту специалистов, особенно молодых. Широкое распространение получило движение наставничества, система технической и экономической учёбы. Для координации этой работы были созданы совет мастеров и методический совет. Проводились соревнования между комсомольско-молодёжными коллективами, смотры-конкурсы на звания «Лучший шеф-наставник Дома моделей», «Лучший по профессии», «Лучший молодой рабочий ГДМ», «Лучшая творческая работа молодых специалистов», «Лучшая модель платья для выпускного бала», «Лучшее предложение по использованию натуральных кож», «Лучший реферат слушателя системы экономического образования кадров» и др.

         80-е гг. XX века были отмечены такими важными событиями в истории нашей страны как XXII летние Олимпийские игры и XII Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Москве. Не остался в стороне от этих знаковых событий и Горьковский Дом моделей, который разработал принципиально новые модели швейных изделий с применением эмблем с олимпийской и фестивальной символикой.

         В этом же десятилетии ГДМ выступил с показом своих коллекций на нескольких международных ярмарках-выставках и салонах: в 1980 г. - в Лейпциге (ГДР), в 1981 г. – в Монреале (Канада), в 1982 г. – в Тегеране (Иран), в 1985 г. – в Греции, в 1986 г. – в Будапеште (Венгрия) и в Познани (Польша), в 1988 г. – в Париже (Франция), в 1989 г. – во Вьетнаме.

         В начале 80-х гг. у Горьковского Дома моделей появилась новая, дополнительная возможность для пропаганды моды, рекламы своих изделий и изучения покупательского спроса, – открылся магазин-салон «Мода» на улице Горького. Здесь ГДМ стал проводить покупательские конференции, выставки-продажи, тематические и специальные рекламные показы продукции своего экспериментального цеха. Ежегодно проводилось 15-20 покупательских конференций с демонстрацией моделей, находящихся в зале магазина, и моделей, готовящихся к запуску в производство. Одновременно проводилось анкетирование моделей.

         В декабре 1983 г., впервые среди Домов моделей страны, в ГДМ была внедрена система автоматизированного построения лекал и раскладок (САПР-ЛИРА). Внедрение этой системы позволило увеличить производительность труда в зависимости от вида изделия в 1,5-3 раза. Изменился и сам характер труда копировальщицы, - исчезли однообразие и трудоёмкость. Кроме этого данное оборудование обеспечило расчёт рентабельности на все модели, учёт выпуска продукции по цехам и хранение этой информации – всё это дало возможность плановому отделу каждый день видеть как на ладони картину производства.

         С января 1987 г. Горьковский Дом моделей перешёл на хозрасчёт и самофинансирование. Вместо пяти плановых показателей, спускаемых сверху, оставили два - выполнение плана поставок и прибыль. Прибыль стала делиться пополам: 50 % шло в госбюджет, 50 % оставалось для собственного развития ГДМ. В результате этого выросла заинтересованность работников коллектива, производительность их труда.

         Сотрудники Горьковского Дома моделей принимали активное участие и в общественной жизни. В ГДМ действовали добровольные пожарная и народная дружины, которые помогали поддерживать порядок и безопасность. Успешно участвовала в районных соревнованиях санитарная дружина. Ежегодно сотрудники Дома моделей оказывали помощь колхозам и совхозам в уборке урожая и других сельхозработах. Среди сотрудников ГДМ было много доноров. Славился Горьковский Дом моделей своей агитбригадой. Каждое её выступление было ярким, искромётным, запоминающимся.

         В Горьковском Доме моделей была развита социальная сфера. Работал свой медпункт, в штате которого были терапевт, а в конце 1980-х гг. ещё и стоматолог на полставки. При медпункте проводились регулярные профосмотры. У ГДМ было две своих турбазы («Отрадное» в Городецком районе на берегу Горьковского водохранилища и «Лазоревское» на Черноморском побережье), а также пионерлагерь («Орлёнок» в Борском районе), в которых сотрудники и их дети могли полноценно отдохнуть в летнее время.

         22 октября 1990 г. городу Горький было возвращено историческое название. В связи с переименованием города изменилось название Дома моделей. Он стал называться Нижегородский Дом моделей. В его штате на тот момент насчитывалось около 1000 сотрудников.

         В 1992 г. изменилась форма собственности Нижегородского Дома моделей: 3 июня 1992 г., до этого момента государственное, предприятие было преобразовано в товарищество с ограниченной ответственностью, а 30 сентября этого же года – в акционерное общество открытого типа. Кроме сотрудников коллектива Дома моделей, его акции купили сторонние организации, в том числе банк «Еврокосмос».

         В том же 1992 г. существенно изменилась структура Нижегородского Дома моделей. В январе было создано 3 творческих мастерских под руководством ведущих дизайнеров Людмилы Павловны Кириковой, Любови Сергеевны Панкратовой и Александры Фёдоровны Новиковой. В октябре этого же года было создано ещё 6 творческих мастерских дизайнеров Валентины Николаевны Дехтяр, Людмилы Анатольевны Колесовой, Ольги Викторовны Дроздовой (Сиряченко), Натальи Александровны Кундиной, Ларисы Константиновны Решетниковой, Татьяны Васильевны Супряткиной. Под руководством каждого художника-дизайнера было несколько конструкторов и швей-исполнителей. Каждая творческая мастерская работала в своём стиле, и даже ассортимент у них был разный.

         В этих мастерских Дома моделей создавались авторские коллекции мужской, женской и детской одежды. Эти коллекции участвовали во всех крупных показах. Вторым видом работы мастерских было создание коммерческих коллекций, предназначенных для продажи. Это также были авторские, эксклюзивные вещи. Максимальный тираж моделей из этих коллекций составлял 3-5 штук, они обязательно были из разных тканей, разного цвета и разных размеров. Купить модели из коллекций можно было в магазине, расположенном прямо в Доме моделей.

         В 1995 г. из девяти творческих мастерских осталось лишь четыре (Л.С. Панкратовой, Л.П. Кириковой, В.Н. Дехтяр и Л.А. Колесовой). В этот период мастерские, кроме создания авторских коллекций, стали выполнять также индивидуальные заказы от населения на эксклюзивную одежду. Стоила она дорого, и позволить себе одеваться у дизайнеров могли лишь обеспеченные люди.

         Кроме творческих мастерских, в Доме моделей работал экспериментальный цех, который выпускал продукцию различного ассортимента малыми сериями не более 250 единиц для свободной продажи. Было в Доме моделей и ателье, которое принимало индивидуальные заказы от населения. Общая численность работников Дома моделей на 1 апреля 1996 г. составляла 441 человек.

         В 90-е годы резко сократились демонстрации мод. От ежедневных показов пришлось отказаться. В этот период на помощь Дому моделей пришла Нижегородская ярмарка, возрождённая в конце 1990 г. Её директор Владимир Бессараб был активным сторонником популяризации лучших образцов одежды местных модельеров. Благодаря его поддержке Нижегородский Дом моделей стал постоянным участником международных выставок, проводимых Нижегородской ярмаркой: «Товары для всех», «Нижегородская осень», «Рождественские базары». На этих выставках Дом моделей был представлен не только секциями, где посетители могли купить авторские вещи нижегородских модельеров, но и большими красочными программами показа коллекций, проходившими все дни работы выставок.

         Кроме показов на Нижегородской ярмарке, авторские коллекции наших ведущих дизайнеров были представлены и на других международных выставках и салонах. В 1990 г. – на Международной ярмарке в Вене (Австрия), в 1991 г. – на ярмарке в Дюссельдорфе (Германия) и на параде моды Юго-Восточной Азии во Вьетнаме, в 1993 г. – на выставке в Мюнхене (Германия), в 1994 г. - на международной выставке-ярмарке «Мода-94» в Москве, в 1995 г. – в Чикаго (США). Все показы наших коллекций прошли с большим успехом.

         До 1993 г. Нижегородский Дом моделей имел устойчивое финансовое положение. Высокий уровень инфляции в течение 1992-1993 гг. обесценил оборотные средства и вызвал падение покупательского спроса. Всё это поставило Нижегородский Дом моделей в тяжёлое финансовое положение.

         При акционировании Дома моделей в 1992 г. часть его акций купил банк «Еврокосмос». На основании решения Совета директоров от 4 июня 1993 г. первым заместителем директора АО «Дом моделей «Нижний Новгород», отвечающим за экономику и финансы, становится заместитель управляющего банком «Еврокосмос» Ольга Петровна Козловцева. В 1993 г. акционерным обществом был получен кредит в этом банке в 15 миллионов рублей под залог пятиэтажного корпуса Дома моделей. В 1996 г. это здание в счёт погашения кредита перешло «Еврокосмосу», а директором Дома моделей по решению общего собрания акционеров был избран Василий Фёдорович Вершинин, до того работавший в банке «Еврокосмос» заместителем директора по безопасности. Он управлял Домом моделей два года. В течение 1996 г. предпринимались попытки выхода из кризиса, но с середины 1997 г. производственная деятельность ОАО «Дом моделей «Нижний Новгород» фактически не велась. Весь коллектив (100 человек) находился в бессрочном административном отпуске. На работу выходили только охрана и администрация. В августе 1998 г., после того как банк «Еврокосмос» обанкротился и пятиэтажный корпус был продан за долги, В.Ф. Вершинин на собрании акционеров снял с себя полномочия директора.

         3 ноября 1998 г. Арбитражный суд Нижегородской области признал ОАО «Дом моделей «Нижний Новгород» банкротом и ввёл конкурсное производство в отношении его имущества. Временным управляющим был назначен Александр Николаевич Шагаев.

После завершения конкурсного производства на основании определения Арбитражного суда Нижегородской области от 2 декабря 1999 г. Открытое акционерное общество «Дом моделей «Нижний Новгород» было ликвидировано.

         Спустя полвека после своего основания один из ведущих Домов моделей страны, который долгие годы собирал, растил и лелеял кадры швей, закройщиков, модельеров, перестал существовать.

 

Материал подготовлен Л.Ю. Ганюшкиной, главным архивистом отдела использования документов и информационной работы

  • Новости и события
  • Комитет по делам архивов
    Орган государственного управления архивным делом в области, контролирует соблюдение архивного законодательства, руководит работой 10 государственных казенных учреждений, осуществляет методическое руководство деятельностью 50 муниципальных архивных учреждений и около 3 тысяч архивных организаций. Комитет также ведет централизованный государственный учет архивных документов области на базе программного комплекса «Фондовый каталог».
  • Государственные казенные учреждения
    Комитет и подведомственные ему государственные архивы образуют Государственную архивную службу Нижегородской области
  • Муниципальные архивные учреждения
  • Научно-методический совет архивных учреждений ПФО
    Постоянно действующий совещательный орган архивных учреждений субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского Федерального округа, созданный в целях совершенствования их работы в области архивоведения, документоведения, археографии; обобщения и распространения передового опыта, использования его для улучшения практической деятельности архивных учреждений.
  • Общественный совет
    В целях повышения роли общественности в области выработки и реализации государственной политики в области архивного дела на территории Нижегородской области был создан общественный совет. Выполняет консультативно-совещательные функции, участвует в осуществлении общественного контроля в порядке и формах, которые предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации и Нижегородскй ообласти.
  • Противодействие коррупции
    Антикоррупционная деятельность является приоритетной задачей для всех государственных структур и муниципальных органов
  • Государственная служба
  • Государственные услуги
  • Услуги государственных казенных учреждений
    Архивы Нижегородской области оказывают услуги на основе хранящихся документов

Внедрение — Graphit

Технология — Treegraph

Яндекс.Метрика