Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц

Из истории строительства Нижегородского метрополитена

Начало строительству метрополитена на Горьковской земле было положено в сентябре 1973 года, когда Московская дирекция строящегося метрополитена стала заказчиком схемы развития и размещения метрополитена в городе Горьком. Работа была организована по специальному плану – графику, ход работ представлен хроникой, подготовленной по документам архивного фонда ЗАО «Нижегородметропроект», хранящегося в Государственном казенном учреждении Государственный архив специальной документации Нижегородской области (ГКУ ГАСДНО) и материалам справочно-информационного фонда ГКУ ГАСДНО.

1973 г.

Октябрь. Проектировщики Московского института «Метрогипротранс» приступили к разработке проекта первой очереди метрополитена в городе Горьком.

Декабрь. К работе на проспекте Ленина и площади Революции приступила «первая колонна» метростроения - Горьковский трест инженерно-строительных изысканий «ГорьковТИСИЗ».

1974 г.

Февраль. Горисполком утвердил названия восьми станций первой очереди метрополитена: «Московская», «Чкаловская», «Ленинская», «Заречная», «Двигатель Революции», «Пролетарская», «Северная», «Комсомольская» и выдал задания на проектирование станций Московскому институту «Метрогипротранс».

Июль. Завершена разведка трассы.

1975 г.

Февраль. Начато рассмотрение первых эскизов станций метрополитена. Проекты рассматривались градостроительным Советом города, техническим Советом института «Метрогипротранс» и Министерством транспортного строительства. Для каждой станции Горьковского метрополитена найден индивидуальный образ в зависимости от ее названия.

Июль. Институт «Метрогипротранс» разработал проекты архитектурных решений станций «Ленинская» и «Северная» и благоустройства территории в районе этих станций.

30 августа институт «Метрогипротранс» разработал проект архитектурного решения станции «Комсомольская».

1976 г.

2 ноября Совет министров СССР утвердил технический проект на строительство в г. Горьком участка первой очереди метрополитена от станции «Московская» со следующими основными показателями: протяженность линии метрополитена (строительная длина) – 9,63 км; количество станций – 8; сметная стоимость строительства –118, 57 млн. руб.

1977 г.

Во втором полугодии создан филиал института «Метрогипротранс» - «Горьковметропроект» (с 1991 г. – «Нижегородметропроект»).

В соответствии с распоряжением Совета министров СССР от 15 июня № 1317-р, министр транспортного строительства И.Д. Соснов издал приказ № 221 от 17 октября, которым поручил строительство участка первой очереди метрополитена в г. Горьком генеральному подрядчику с функцией строительства объектов метрополитена (за исключением сооружения депо) - Строительно-монтажному управлению № 11, а строительство сооружений депо метрополитена - тресту «Гортрансстрой».

18 октября на базе СМУ-11 «Главтоннельстроя» организован Тоннельный отряд № 20.

Ноябрь. Перенесена трасса трамвайных маршрутов №11 и №12. Поставлен забор вокруг будущей стройплощадки в начале проспекта Ленина.

17 декабря строительство Горьковского метрополитена началось. Бригада копровщиков из тоннельного отряда №20 под руководством В.П. Бибко забила первую сваю в основание станции «Ленинская».

1978 г.

Институтом «Горьковметропроект» разработана проектная документация по станциям Ленинская и Заречная, перегонов станций «Чкаловская» – «Ленинская» и «Ленинская» - «Заречная». Тоннельный отряд № 20 приступил к работам. Забиты металлические сваи и осуществлены земляные работы с водопонижением.

С 5 апреля городскому штабу по строительству метрополитена разрешено принимать решения по ограничению и закрытию движения на отдельных участках проспекта Ленина.

Сентябрь. Проходческий экспериментальный щит №1 начал проходку левого тоннеля из котлована станции «Ленинская» в сторону станции «Чкаловская». От использования данного щита и ему подобных в дальнейшем будет решено отказаться из-за частых поломок.

В декабре специалисты «Горьковметропроекта» начали разрабатывать технико-экономическое обоснование (ТЭО) второй очереди метрополитена, связывающей Сормово с Московским вокзалом, площадью Горького, улицей Свердлова (ныне Б. Покровская), площадью Свободы, улицей Ванеева и площадью Советской.

Начато строительство производственной базы Метростроя в поселке Стригино. Выполнены работы, предшествующие выемке грунта и монтажу конструкций на станции «Заречная».

1979 г.

За 1 полугодие институтом «Горьковметропроект» выданы рабочие чертежи для станций «Чкаловская», «Двигатель Революции» и «Пролетарская», перегона станций «Московская» – «Чкаловская».

Март. Решен вопрос о сносе домов №№ 36, 38, 40 по ул. Октябрьской Революции.

В районе станции «Заречная» тоннельным отрядом №20 проложено подземное русло для речки Ржавки, т.к. до слияния с рекой Борзовкой ее планируется направить в бетонные трубы. На перегоне станций «Чкаловская» – «Ленинская» сооружен опытный участок тоннеля.

Май. К станции «Ленинская» со стороны станции «Заречная» отправился щит ТЩБ-7, ведомый бригадой В.В. Нестеренко. Такие щиты осуществляли монолитно-прессованную обделку тоннеля («пресс-бетон»), которая только начинала применяться в метростроении, но именно по такой технологии были построены почти все тоннели первой очереди. Позднее использование неармированного бетона для тоннелей метро будет признано нецелесообразным.

11 апреля Градостроительный совет утвердил проект инженерного корпуса метрополитена на площади Революции и предложения по реконструкции самой площади. В проекте здание инженерного корпуса главным фасадом ориентировано на ось будущего бульвара и решается как доминанта площади, а вся прилегающая застройка как фоновая. На пересечении оси главного входа вокзала и оси бульвара предполагалось размещение монумента, посвященного борцам Революции.

Сентябрь. «Горьковметропроект» разработал рабочие чертежи для строительства станции «Заречная», перегонных тоннелей между станциями «Заречная» – «Двигатель Революции», «Двигатель Революции» – «Пролетарская», «Пролетарская» – «Северная».

Ноябрь. Забиты первые сваи в основание станции «Московская».

Декабрь. В последние дни года почти одновременно вышли к станции «Чкаловская» два первых щита. Пройдены первые два тоннеля.

1980 г.

Январь. К станции «Двигатель революции» со стороны станции «Заречная» отправился щит № 5 (ТЩБ-7), который должен пройти левый тоннель (ведет его бригада В.Г. Булиха).

Февраль. Начато открытым способом сооружение перегона «Московская» - «Чкаловская».

Изыскатели пробурили первые скважины, чтобы взять образцы грунта в нагорной части города.

Март. Образовано Управление строительства «Горметрострой».

Май. Автозаводский райком КПСС, райисполком и руководство Горьковского автомобильного завода обратились в горком КПСС с просьбой о продлении Автозаводской линии метрополитена от станции «Комсомольская» до Дворца культуры ГАЗ.

Началось сооружение инженерного корпуса метрополитена на площади Революции.

Июнь. На техническом совещании в институте «Горьковметропроект» решено рекомендовать к утверждению и строительству первый пусковой участок линий второй очереди метрополитена от станции «Горьковская» до станции «Калининская»; второй пусковой участок от станции «Московская» до станции «Мещерская», с продлением Сормовской линии до станции «Сормовская»; третий пусковой участок от станции «Горьковская» до станции «Советская».

«Горьковметропроект» разрабатывает ТЭО строительство линий второй очереди Горьковского метрополитена:

- Сормовско-Нижегородской – от центра Сормова (Заречная часть города) до улицы Бекетова в Нагорные жилые микрорайоны;

- Автозаводско-Мещерской – продолжение Автозаводской линии от станции «Московская» до жилого массива у Мещерского озера.

Протяженность принимаемого варианта трассы второй очереди составляет 18,3 км. По этому варианту на линии предусматривается строительство 11 станций: «Сормовская», «Спортивная», «Калининская», «Куйбышевская», «Канавинская», «Горьковская», «Свердловская», «Площадь Свободы», «Республиканская», «Советская», «Мещерская».

Июль. Начаты работы на станции «Пролетарская». В километре от нее готовится площадка для метродепо. Бригада Н.Н. Грабовца повела щит ТЩБ-7 от «Заречной» к «Двигателю революции» по правому тоннелю.

Август. В районе станции «Комсомольская» перенесены трамвайные пути. Всего из зоны строительства убрано более двух километров трамвайных линий.

Ноябрь. Институт «Горьковметропроект» разработал проектно-сметную документацию на отделочные работы по станции «Заречная».

1981 г.

Январь. В ТЭО второй очереди метрополитена разработан первый участок второй Сормовско-Нижегородской линии: от станции «Сормовская» до станции «Советская», протяженностью 15,28 км, и продление Автозаводской линии от строящейся станции «Московская» до жилого массива у Мещерского озера, протяженностью 2,1 км. Общая строительная линия первого участка второй очереди метрополитена – 17,48 км. Пересечение реки Оки предусматривалось мостовым переходом длинной 1390,0 м с крытой галереей. Стоимость 1 км участка мелкого заложения – 14,5 млн. руб.; глубокого заложения – 20,3 млн. руб., мостового перехода – 19,4 млн. руб. Определен срок строительства всех линий второй очереди – 10, 5 лет.

Март. Решено первую линию метрополитена продлить от будущей станции «Комсомольская» до Дворца культуры ГАЗ. Разработано ТЭО на строительство этого участка длиной 2,6 км, на котором будут сооружены станции «Кировская» и «Ждановская». Досрочно пройден 730-метровый правый тоннель между станциями «Заречная» и «Двигатель Революции». Строительство станции «Московская» ведется в сложных инженерно-геологических и гидрогеологических условиях: обводненные грунты, близость трехэтажного здания центрального универмага, интенсивные пешеходные потоки вблизи универмага.

Апрель. В связи со строительством депо метрополитена перенесена автодорога, соединяющая проспект Ленина с улицей Героя Попова.

Октябрь. Бригадой С.Н. Митина уложено первое 25-метровое звено рельсовых путей в левом тоннеле между станциями «Ленинская» и «Заречная».

Институтом «Горьковметропроект» разработаны рабочие чертежи инженерного корпуса, подземных переходов на площади Революции; техно-рабочий проект касс предварительной продажи билетов для железнодорожного сообщения.

1982 г.

Январь. Началась отделка станции «Заречная». На очереди станции «Двигатель революции» и «Чкаловская».

Февраль. Бригада Ю. Султангареева завершила проходку левого тоннеля между станциями «Пролетарская» и «Северная» и развернула щит, чтобы отправиться в обратную сторону.

Июль. Началось сооружение станции «Комсомольская» - в её основание забиты первые сваи, ведутся работы по проходке правого перегонного тоннеля на участке станция «Пролетарская» – станция «Северная».

21 июля городской комитет народного контроля отмечает, что проверкой качества работ на строительстве Горьковского метрополитена установлено значительное число отступлений от проекта и требований строительных норм и правил, низкое качество строительно-монтажных работ на ряде объектов метрополитена.

Сентябрь. Бригада Н.Н. Грабовца завершила проходку правого тоннеля к станции «Пролетарская».

На станции «Московская» в тупиках забиваются сваи, разрабатывается грунт и крепление котлована, собираются железобетонные конструкции, ведутся работы в вестибюле № 1.

Ноябрь. Институт «Горьковметропроект» передал Дирекции строящегося метрополитена проект продления первой очереди от станции «Комсомольская» до Дворца культуры ГАЗ (разработан участок протяженностью 2,4 км с двумя станциями – «Кировская» и «Ждановская»).

Разработана рабочая документация на вентиляционную камеру и подуличные переходы станции «Московская», вестибюли станции «Комсомольская», анкерное крепление котлована станции «Северная», архитектурную отделку станций «Пролетарская», «Северная», инженерный корпус.

1983 г.

Февраль. Началась отделка станции «Пролетарская».

Март. На станции «Пролетарская» остановлен последний на Автозаводской линии щитовой комплекс. Дальнейшее сооружение тоннелей первой очереди будет производиться открытым способом.

Апрель. На пяти станциях из восьми, предусмотренных на участке первой очереди метрополитена, отделочные работы закончены. Станция «Московская» подготовлена к отделке, на станциях «Северная» и «Комсомольская» ведутся земляные работы по разработке котлованов.

Институтом «Горьковметропроект» разработаны: схема развития и размещения метрополитена до 2000 г.; проект продления первой очереди от станции «Комсомольская» до дворца Культуры Автозавода; рабочая документация станции «Комсомольская», внешние сети инженерных коммуникаций на участке станций «Московская» – «Чкаловская» – «Ленинская», «Заречная» – «Двигатель Революции» – «Пролетарская».

Трестом «ГорьковТИСИЗ» проведены дополнительные изыскания по трассе тоннельного варианта перехода через р. Оку.

1984 г.

13 июля в котловане строящегося метро станции «Московская» произошло разрушение крепления стен, и погибли 2 бойца студенческого строительного отряда.

1 декабря станция «Северная» переименована в «Автозаводскую».

Институт «Горьковметропроект» разработал проект пускового комплекса; рабочую документацию на станцию «Кировская», перегон «Комсомольская» – «Кировская», вестибюли станции «Московская», подуличные переходы станций «Московская», «Чкаловская», «Комсомольская»; рабочую документацию на внешние инженерные сети станций «Северная» и «Комсомольская», на сети теплоснабжения к инженерному комплексу, станциям «Московская», «Чкаловская», «Пролетарская», на электрозащиту инженерных коммуникаций от блуждающих токов, а также пересчитал сметы.

1985 г.

Март. В связи с тем, что ранее разработанное ТЭО строительства второй очереди устарело (вышли новые СНиПы, изменились цены, выявилась необходимость сокращения продолжительности трассы) – «Горьковметропроект» приступил к разработке нового обоснования. От заказчика получено задание на корректировку ТЭО второй очереди от станции «Горьковская» до станции «Сормовская», протяженностью около 10 км. Увеличение пассажиропотоков вызвало необходимость дополнительной проработки строительства второго электродепо в районе Бурнаковской низины.

20 ноября открыто движение поездов на первом участке протяженностью 6,8 км. от станции «Московская» до станции «Пролетарская» с шестью посадочными станциями. Подземная магистраль (16460 м. тоннелей) соединила три промышленных района: Автозаводский, Ленинский и Канавинский.

Сданы в эксплуатацию электродепо и инженерный корпус. Институт «Горьковметропроект» разработал рабочую документацию на отдельные объекты комплекса первой очереди строительства, на объекты продления первой очереди и перегонные тоннели «Кировская» – «Ждановская», подуличные переходы и сходы к вестибюлям ст. «Кировская», верхнее строение пути перегона «Комсомольская» – «Кировская», притоннельные сооружения; корректировку рабочего проекта на подземные пешеходные переходы на площади Революции.

1986г.

2 июля принято ТЭО второй очереди метрополитена. Вторая Сормовско-Нижегородская линия, протяженностью 27,5 км связывает Сормово, промышленную зону Московского района, железнодорожный вокзал с центром города, с Нагорными жилыми районами и направлена из перспективного жилого района «Лунский» Заречной части в жилой район «Кузнечиха-II» Нагорной части города. В ТЭО второй очереди (линии) метрополитена разработан участок второй Сормовско-Нижегородской линии от станции «Горьковская» до станции «Сормовская» протяженностью 10,45 км. На участке второй линии метрополитена запроектировано 6 станций. Пересечение р. Оки предусмотрено мостовым переходом длиной 1384,0 м с крытой галереей. Средняя стоимость одного км линии – 24,8 млн. руб.; средняя стоимость 1 км пускового участка – 26,8 млн. руб.

Декабрь. Обсуждается схема трассы Автозаводско – Нижегородской линии Горьковского метрополитена (участок от железнодорожного вокзала до площади Минина).

Институт «Горьковметропроект» выдал заказчикам рабочую документацию на станцию «Ждановская» (архитектурно-конструкторская часть) и корректировку на отдельные объекты комплекса первой очереди строительства метрополитена.

1987 г.

3 февраля. Министерство путей сообщения утверждает ТЭО проектирования и строительства второй очереди метрополитена от станции «Горьковская» до станции «Куйбышевская» со следующими показателями: строительная длина линии – 6,45 км, количество станций – 3, расчетная стоимость строительства – 195,33 млн. руб.

Март. Решается вопрос организации движения транспорта в связи со строительством станции «Канавинская» (строительство станции охватывает проезжую часть Сормовского шоссе на участке от Московского шоссе до магазина «Комиссионный»). Принято решение организовывать движение транспорта по существующим автомобильным дорогам.

20 июля Исполком областного Совета народных депутатов одобрил перспективу развития Горьковского метрополитена, предусматривающую к 2000 г. окончание строительства второй очереди с продлением до станций «Сормовская» и «Солнечная», ввод в эксплуатацию 26,3 км путей, обеспечивающих ежесуточную перевозку не менее 50 тысяч пассажиров.

8 августа состоялся пуск 2 станций: «Пролетарская» и «Комсомольская». Во время пуска станции «Комсомольская» комсомольцы метрополитена заложили в одном из вестибюлей письмо потомкам.

1988 г.

29 марта Градостроительный Совет при главном архитекторе города рассмотрел проекты интерьеров станций метрополитена второй очереди: «Горьковская», «Канавинская», «Куйбышевская».

Апрель. Выполнен проект второй очереди от станции «Горьковская» до станции «Куйбышевская». Протяженность линии - 6,54 км (включая мостовой переход через р. Оку), сметная стоимость - 234 млн. руб. Теперь с производственными объектами предусмотрено проектирование и строительство ряда объектов социально-культурного и оздоровительного назначения: 144-квартирного жилого дома, санатория-профилактория, пионерского лагеря, спортивно-оздоровительного комплекса, дома служб метрополитена, объединенных мастерских, расширение существующего депо.

21 июля станция метрополитена «Ждановская» переименована в «Парк культуры».

Август. Осуществлены подготовительные и первоочередные работы на первом пусковом комплексе второй очереди. Начаты инженерно-геологические изыскания под трассу продления второй очереди от станции «Московская» до станции «Солнечная» протяженностью 3 км.

12 сентября исполком горсовета объявил конкурс на архитектурное решение метромоста через р. Оку.

11 ноября. Из-за сложной геологии и дорогостоящего метода строительства было принято решение строить станцию "Горьковская" способом мелкого заложения. Строительство станции было приостановлено из-за несогласия жителей во главе с губернатором области Борисом Немцовым в вопросе расположения станции. Министерство путей сообщения СССР утвердило проект второй очереди метрополитена, исключив участки метрополитена от станции «Московская» до станции «Горьковская». Изменилось название объекта: участок второй очереди метрополитена в г. Горьком от станции «Московская» до станции «Куйбышевская».

Введены в эксплуатацию: кассы предварительной продажи билетов, третий пусковой участок первой очереди метрополитена, пешеходный переход под площадью Революции.

1989 г.

15 ноября открылось регулярное движение до станций «Комсомольская» и «Парк Культуры» - 2,4 км.

18 ноября произошел массовый прорыв грунта в части тоннеля, что потребовало ограничить движение поездов на этом участке, а в дальнейшем временно закрыть движение поездов на участке от станции «Комсомольская» до станции «Парк Культуры».

1990 г.

Июнь. Одобрено ТЭО продления Автозаводско-Нижегородской линии метрополитена от станции «Парк Культуры» до станции «Юго-западная».

Декабрь. Одобрено ТЭО продления Сормовско-Мещерской линии метрополитена протяженностью 4,45 км (станции: «Ярмарка», «Стрелка», «Мещерское озеро», «Волга»).

Трестом «ГорьковТИСИЗ» выполнены инженерно-геологические изыскания на участке продления второй очереди метрополитена от станции «Московская» до станции «Волга».

1991 г.

Согласованы материалы ТЭО участка продления второй очереди метрополитена от станции «Московская» до станции «Волга».

18 июля принято решение изменить трассу на участке продления второй очереди от станции «Куйбышевская» до станции «Сормовская».

1992 г.

14 января. Переименованы строящиеся станции метрополитена:

станция «Куйбышевская» в «Бурнаковская»,

станция «Калининская» в «Буревестник»,

станция «Спортивная» в «Варя».

9 апреля Администрацией города принято решение отменить строительство станции «Буревестник».

1993 г.

22 января. Рассматривается техническая возможность пуска станции «Буревестник» в конце 1995 г. и станции «Ярмарка» в конце 1996 г. в связи с пожеланием губернатора Б.Е. Немцова.

28 сентября. Утвержден откорректированный проект продления второй очереди метрополитена от станции «Бурнаковская» до станции «Сормовская», протяженностью 3,98 км, со сметной стоимостью строительства в ценах 1991 года – 229499,79 тыс. руб.

20 декабря введены в эксплуатацию станции «Канавинская», «Бурнаковская».

 

1996 г.

Сентябрь. Институт «Нижегородметропроект» разработал архитектурно-строительные решения станций «Горьковская» и «Площадь Свободы».

1997 г.

Май. На строящемся метрополитене прекращена работа. Это сделано, чтобы обратить внимание Администрации города на длительную задержку финансирования строительства.

1998 г.

Январь. Из-за неплатежей строительство практически остановлено, и пуск станции «Буревестник» отложен до 1999 г.

1999 г.

24 мая. Институт «Нижегородметропроект» выполнил корректировку пускового комплекса на участок второй очереди метрополитена от станции «Бурнаковская» до станции «Буревестник».

2000 г.

Началось строительство русловых опор из монолитного железобетона совмещенного метромоста.

2002 г.

9 сентября пущена в эксплуатацию станция «Буревестник».

2008 г.

6 июля началось строительство станции «Горьковская» и подземного перехода под площадью Горького.

2009 г.

17 сентября закончен проход тоннеля между станциями «Московской» и строящейся «Горьковской». Проходочный щит вышел на поверхность.

4 ноября состоялось открытие автомобильного движения по верхней эстакаде моста. Закончилось сооружение самой конструкции метромоста, два тоннеля до станции «Горьковская» уже построены.

Ввод в эксплуатацию метромоста в полном объеме запланирован на 2012 год.

  • Новости и события
  • Комитет по делам архивов
    Орган государственного управления архивным делом в области, контролирует соблюдение архивного законодательства, руководит работой 10 государственных казенных учреждений, осуществляет методическое руководство деятельностью 50 муниципальных архивных учреждений и около 3 тысяч архивных организаций. Комитет также ведет централизованный государственный учет архивных документов области на базе программного комплекса «Фондовый каталог».
  • Государственные казенные учреждения
    Комитет и подведомственные ему государственные архивы образуют Государственную архивную службу Нижегородской области
  • Муниципальные архивные учреждения
  • Научно-методический совет архивных учреждений ПФО
    Постоянно действующий совещательный орган архивных учреждений субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского Федерального округа, созданный в целях совершенствования их работы в области архивоведения, документоведения, археографии; обобщения и распространения передового опыта, использования его для улучшения практической деятельности архивных учреждений.
  • Общественный совет
    В целях повышения роли общественности в области выработки и реализации государственной политики в области архивного дела на территории Нижегородской области был создан общественный совет. Выполняет консультативно-совещательные функции, участвует в осуществлении общественного контроля в порядке и формах, которые предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации и Нижегородскй ообласти.
  • Противодействие коррупции
    Антикоррупционная деятельность является приоритетной задачей для всех государственных структур и муниципальных органов
  • Государственная служба
  • Государственные услуги
  • Услуги государственных казенных учреждений
    Архивы Нижегородской области оказывают услуги на основе хранящихся документов

Внедрение — Graphit

Технология — Treegraph

Яндекс.Метрика