Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц

О работе учителей г. Горького и области в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

Великая Отечественная война наложила заметный отпечаток на многие стороны школьной работы, внесла целый ряд трудностей. Первое с чем пришлось столкнуться педагогическим коллективам и работникам учреждений народного образования – это уход учащихся из школ.

В 1941–1942 учебном году из школ города и области выбыло более 148 тысяч учеников, в 1942-43 учебном году – более 66 тысяч. Особенно усилился отсев учащихся в 1941 году, когда на фронтах Отечественной войны сложилась напряженная обстановка, проводилась мобилизация взрослого населения и старшеклассников на строительство оборонительного рубежа вокруг г. Горького, а также произошло увеличение набора в ремесленные училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО). Сокращение числа учеников частично можно объяснить и соответствующим настроением родителей, считавших, что «в военное время не до ученья» и определивших детей на работу, чтобы иметь дополнительный доход. Около 20 тысяч учащихся в целях безопасности вместе с родителями эвакуировались из города в сельскую местность.

В условиях военного времени острее встали вопросы посещаемости занятий в связи с материальной необеспеченностью части учеников, отсутствием теплой одежды и обуви. Было немало и таких, кто выполнял в семьях обязанность нянь младших братьев и сестер.

9 декабря 1941 года вопрос о работе школ г. Горького и области был рассмотрен на бюро обкома партии. Как отмечалось в документах, доля вины за произошедшее возлагалась и на некоторые местные советы и партийные организации. Занятые решением ряда сложных хозяйственно-политических задач, вопросы школы они временно отложили. Вовремя не организовали подвоз детей в учебные заведения, не использовали государственные ассигнования на открытие интернатов при школах.

Вести борьбу со сложившейся ситуацией и подобными настроениями пришлось, прежде всего, учителям. Возвращению учеников в школы способствовали рейды на дом к непосещающим занятия, устраиваемые педагогами совместно с представителями райсоветов, районного партийного, комсомольского и профсоюзного актива. Всем нуждающимся оказывалась или денежная помощь, или выдавались ордера на приобретение теплой одежды и обуви. К концу 1941 года в городах Павлове, Дзержинске, Выксе, а также в Автозаводском, Куйбшевском, Свердловском районах г. Горького открылись детские столовые. С началом морозов и отсутствием топлива в школах количество учащихся также стало резко сокращаться.

Нельзя сказать, что принятые меры сразу дали должный эффект, но к концу 1942-1943 и началу 1943-1944 учебного года положение улучшилось. В первом военном учебном году не охваченных школой по области было 21516 учащихся, в 1942-1943 учебном году – 12081, в 1943-1944 учебном году - 5740 учащихся.

Большой проблемой стала нехватка помещений для проведения школьных занятий. С началом войны в г. Горьком и других крупных городах области около 100 зданий школьных учреждений были переданы военным ведомствам, переоборудованы под госпитали, общежития для эвакуированных и военнослужащих, под ремесленные училища и школы ФЗО. Из 16 школ Сталинского района г. Горького только 3 сохранили свои здания, в Автозаводском районе – 1. Так, в стенах школы № 55 обучались учащиеся пяти школ №№ 49, 50,60, 63 и 65. В связи с этим в 1941-1942 учебном году 154 тысячи учащихся занимались во вторую, более 16 тысяч 700 человек – в третью смену. В Свердловском районе г. Горького для 30 классов учителя вынуждены были проводить уроки в четвертую смену, а в г. Кулебаки даже в пятую смену.

Областной отдел образования совместно с органами власти старался сделать все возможное, чтобы исправить положение. Согласно решению обкома ВКП(б), принятому летом 1942 года, школам №№ 62, 63, 10 Автозаводского и Сталинского районов были возвращены их незаконно занятые здания. Начало холодов и отсутствие топлива были еще одной причиной, по которой ряд школ вынужден был даже прекратить занятия. Поэтому особое внимание было уделено заготовке и доставке дров для школьных учреждений.

В 1941-1942 учебном году школы области не испытывали резкого недостатка в кадрах, несмотря на то, что 945 учителей были призваны в ряды Красной армии. На их место пришли работать 500 педагогов, эвакуированных из других областей и республик, а также выпускники, досрочно окончившие в январе 1942 года Горьковский педагогический институт.

В некоторых районах г. Горького, в Автозаводском, Свердловском и др. был даже переизбыток кадров. Ветлужский, Дзержинский, Ковернинский районы области получили возможность заменить учителей, не имевших соответствующего образования.

Тяжелое положение сложилось с национальными учительскими кадрами, не хватало педагогов для 5-10 классов в школах Кызыл-Октябрьского, в татарских школах Спасского, Бутурлинского и Сергачского районов. Вопрос об укомплектовании национальных школ учительскими кадрами неоднократно ставился облоно перед Наркомпросом, т.к. в педагогических вузах и учительских институтах Горьковской области татарских отделений не имелось.

В 1942 году кадровые проблемы возникли вновь. В военное время право назначать и освобождать директоров начальных и средних школ было передано Наркомпросом заведующим облоно. Но данное решение систематически нарушалось советскими и партийными органами. Только за три месяца 1942 года свыше 40 руководителей школ были сняты и переведены на партийную работу, на должность председателей колхозов и т.п. без ведома облоно.

6 и 19 июля 1942 года итоги прошедшего учебного года и подготовка школ области к новому 1942-1943 учебному году были обсуждены на бюро Горьковского обкома ВКП(б) и сессии Облсовета. Были приняты меры по исправлению ситуации. Заведующим роно и гороно были разосланы конкретные указания по реализации принятых решений. В частности, указывалось на недопустимость «перевода учителей на другую работу без согласия Облоно и обкома партии», на необходимость «возвратить на педагогическую работу всех необоснованно переведенных учителей».

В целях улучшения методической работы 30 июля 1942 года было проведено областное совещание актива работников народного образования, на котором выступил народный комиссар просвещения РСФСР т. Потемкин. На совещании лучшие учителя обсудили итоги истекшего учебного года. 1-5 августа был проведен семинар для молодых по стажу работы зав. рай(гор)оно, институт усовершенствования учителей провел кустовые совещания ближайших к г. Горькому районных педагогических кабинетов. Опытные квалифицированные педагоги г. Горького побывали в 19 районах области с проверкой и в качестве оказания помощи в подготовке к новому учебному году.

Преодолевая невзгоды военного времени, учителя осуществляли стоявшие перед ними задачи по всеобщему обучению детей, добивались повышения успеваемости учащихся, укрепляли дисциплину, преподаванию был придан патриотический характер. С начала 1941-1942 учебного года в 8-10 классах была введена расширенная программа по военно-физкультурной подготовке. Подростков обучали навыкам противовоздушной и противохимической защиты, проводились военно-спортивные игры, лыжные кроссы. Несмотря на все трудности, успеваемость в школах в 1941-1942 учебном году даже повысилась. Если предыдущий учебный год школы области закончили с успеваемостью 84,8%, то по итогам первого военного учебного года по 50 районам и г. Горькому она составила 88,5%. По г. Горькому лучшие результаты имел Автозаводский район, где успеваемость достигла 97,3%, 131 класс из 265 не имел ни одной плохой оценки, 48,4% учащихся закончили учебный год на «хорошо» и «отлично». По области полную успеваемость имели Напалковская и Ново-Благовещенская начальные школы Бутурлинского района, Кирилловская начальная школа Арзамасского района.

В 1943 году лучшими по всеобучу по Горьковской области были признаны Балахнинский район, где было не охвачено учебой 13 человек, Ковернинский район (8 чел.), Выксунский район (12 чел.). Кулебакский район имел 100% охват детей школой. Важнейшими условиями, способствовавшими хорошим результатам по охвату детей школой, были организация горячих завтраков, внимание общественности, выразившееся в обеспечении нуждающихся детей одеждой и обувью. Тщательно изучалось материальное и бытовое положение учащихся, через шефствующие организации, правления колхозов, месткомы предприятий и учреждений, оказывалась помощь особо нуждающимся школьникам.

Летом 1943 года вопросы подготовки школ к новому учебному году были поставлены на заседаниях сессий районных и сельских советов. К началу учебного года силами учителей, учащихся и колхозников в школах проводился ремонт учебников, учебных пособий и книг библиотечного фонда, а также изготавливались новые наглядные пособия. Производились заготовка и завоз дров в школы и для учителей.

Постоянно ощущался недостаток письменных принадлежностей: тетрадей, карандашей, ручек, перьев, чернил, мела и т.п. В подготовке школ к новому учебному году существенную помощь оказывали родители и администрации колхозов. Осуществлялся ремонт-кладка печей, остекление оконных рам, ремонт мебели и парт. В Вадском районе в 1943 году был произведен капитальный ремонт Вадской и Высельской средних школ, было закуплено 19000 экземпляров учебников вместо 18000 намеченных.

Значительная часть подростков, ушедшая работать на производство, вынуждена была прервать свою учебу в школе. Поэтому в соответствии с постановлением СНК СССР от 15 июля 1943 года в г. Горьком было организовано 15 школ рабочей молодежи (ШРМ). 4 школы были созданы при авиационном, машиностроительном заводах, а также при заводах имени Ульянова и «Двигатель революции». Остальные 11 районных школ открыты на базе школ для взрослых. 1 сентября 1944 года в школы было зачислено 3036 учащихся, к концу года осталось лишь 1480 человек, окончило всего 545 учащихся. Причиной большого отсева были допущенные ошибки: в школы зачисляли без предварительной проверки знаний, не были налажены взаимоотношения с предприятиями, где работали подростки. В следующем году положение было исправлено, комитеты комсомола направили на учебу лучших ребят-производственников. Школы были укомплектованы преимущественно учителями, имевшими высшее образование и большой педагогический стаж работы. На 15 декабря 1944 года в школах г. Горького работало 2508 учителей, из них в школах рабочей молодежи преподавало 179 педагогов.

В период войны повысилась ответственность учителей за свою работу, они трудились добросовестно и с полной отдачей. Однако не все могли предъявлять ученикам серьезные требования, т.к. ввиду своей недостаточной подготовки не могли дать всех необходимых им знаний. В 1943 году 25 % учителей области не имели соответствующего образования для преподавания в школе. Некоторые не имели достаточного педагогического опыта.

В 1941 году заочное обучение учителей было совсем прекращено, в 1942 году оно было развернуто вновь. Подготовка кадров на заочном отделении была организована при Арзамасском, Краснооктябрьском, Ветлужском и Горьковском и др. педагогических училищах. Организовывались консультационные пункты с выездом на место преподавателей педучилищ.

18 декабря 1943 года Совнарком СССР принял постановление «О мероприятиях по укреплению системы заочного педагогического образования». В январе 1944 года на заседании президиума обкома профсоюза работников начальной и средней школы был рассмотрен вопрос о заочном обучении учителей области. Проверка показала, что по области из 7000 учителей 5-6 классов 218 человек не охвачены заочным обучением. Большинство заочников имели очень большую нагрузку в школах и, кроме того, были дополнительно заняты общественной работой, ощущалась нехватка необходимой литературы, а также керосина для подготовки к зачетам. Но, несмотря на все трудности, учителя и в годы войны упорно повышали свой образовательный и профессиональный уровень, 269 человек окончили педагогический институт.

В целях улучшения учебно-воспитательной работы большое внимание уделялось организации методической работы. В феврале 1943 года в 7 из 10 районов г. Горького имелись методические кабинеты, при 28 школах были организованы методические уголки. Кроме того, 1 раз в месяц городской методкабинет проводил методические секции, организовывал открытые уроки по изучению опыта лучших учителей.

В период Великой Отечественной войны основное помещение Института усовершенствования учителей в г. Горьком было занято, и его сотрудникам приходилось осуществлять свою деятельность в тяжелых условиях. Отсутствие площадей не позволяло развернуть работу кабинетов и проводить областные и кустовые мероприятия по повышению квалификации учительского и руководящего состава. При наличии 7 человек научных работников из 27 довоенного времени институт сумел добиться определенных успехов и результатов. Продолжалась научная работа над разработкой отдельных вопросов методического характера, так, например, был составлен доклад по изучению и употреблению буквы «е». В апреле 1944 года в докладе директора Института усовершенствования учителей т. Ершова говорилось, что «задачей института… и методических кабинетов было обобщить ценный опыт работы передовых школ и педагогов в условиях войны. Провести научно-педагогическую конференцию. Побудить учительство творчески подойти к разрешению задач, вставших перед школой в годы войны».

Институт оказывал помощь облоно, выделял докладчиков для проведения семинаров с инспекторами. В качестве недостатков в работе отмечалась слабая живая связь с методкабинетом, отрыв работников от своей научной работы при выполнении поручений других организаций при выезде в районы, отсутствие заведующего историческим кабинетом, слабое недостаточное распространение опыта лучших учителей и работ сотрудников института через печать.

В зимние каникулы 1944 года в г. Горьком были организованы семинары для учителей истории, географии, химии, биологии. К работе с учительством были привлечены научные силы города: профессора и доценты педагогического и индустриального институтов, университета. Благодаря привлечению квалифицированных кадров, эвакуированных из центральных городов страны, значительно оживилась методическая работа в районах области. Возникшие в военный период трудности не испугали учителей. Они лишь заставили их работать более напряженно, изобретательнее и творчески.

Плохо обстояло дело с обеспечением школ мелом, перьями и карандашами. Завоз письменных принадлежностей из вне прекратился, а изготовление их на предприятиях местной промышленности области не было организовано. Только на новый 1942-1943 учебный год требовалось не менее 18 тыс. тетрадей, но из-за нехватки бумаги в конце июня 1942 года их производство было прекращено. Катастрофически складывалось положение с учебниками, их было получено лишь 15 %. Принимались меры по закупке подержанных книг. В этом вопросе дело обстояло несколько лучше, на 1 июня их было закуплено 609842 экземпляров.

В военное время в школах перестали проводиться родительские собрания, отвлекавшие от работы, поэтому учителя стали искать новые формы работы. Они использовали короткие обеденные перерывы, а также выступали во время производственных летучек и колхозных собраний. Для педагогической пропаганды среди родителей широко привлекали местное радиовещание.

В 1943 году работа по восстановлению деятельности родительских комитетов началась вновь. В марте 1943 года школа №5 Автозаводского района провела «Дни открытых дверей» для родителей и учащихся. В начале 1943 года согласно решению правительства в крупных городах области г. Горьком, Арзамасе, Балахне, Дзержинске и Муроме было введено раздельное обучение мальчиков и девочек. 8 сентября 1943 года постановлением СНК СССР со следующего учебного года было решено ввести всеобщее обязательное обучение детей с 7-летнего возраста.

В годы войны важное воспитательное и образовательное значение приобрел труд школьников. Их широко привлекали к работе на производстве и на полях колхозов и совхозов. В 1942 году на помощь Н-скому заводу г.Дзержинска по выполнению государственного производственного плана и обеспечению заказов фронта было направлено около 500 учащихся и учителей из школ г.Горького. Школьники не только быстро освоили технологический процесс, но стали выполнять и перевыполнять установленные нормы выработки. В отдельных цехах завода из учащихся создавались специальные бригады, некоторые полностью обслуживали отдельные производственные потоки. За хорошую организацию работы и перевыполнение производственных норм приказом директора завода было премировано 123 учащихся и 10 учителей. Среди особо отличившихся была бригада школьников Сормовского района под руководством учительницы В.Молчановой, выполнявшая задания на 140%. Также назывались фамилии учителей-бригадиров школ Автозаводского района – Курбатовой (школа №20) и Кошминой.

Постановлением президиума Горьковского обкома профсоюза работников начальной и средней школы ряду учителей, в том числе Елене Родионовне Стрелковой из школы № 18 Ждановского района, Прасковье Ивановне Парусовой из школы № 66 Кагановичского района, Ольге Григорьевне Речкиной из школы № 45 Ворошиловского района, А.В.Тильниковой из школы № 77 Сормовского района и др. была объявлена благодарность.

С 1 января 1942 года, как в сельских школах, так и в городских началась подготовка учащихся 7-10 классов к сельскохозяйственным работам. В Теплостанском (Сеченовском) районе для этого были выделены специалисты: механики, агрономы и учителя биологии. Они проводили занятия с учащимися 9-10 классов и к 1 апреля должны были подготовить 68 трактористов и 49 комбайнеров. В Ветлужском районе к работе тракторе было подготовлено 200 учеников. По окончании учебного года учащиеся и учителя принимали самое активное участие в сельскохозяйственных работах. Летом 1942 года в колхозах и совхозах области работал 741 отряд, насчитывавший в своем составе 103 970 учащихся и 5 663 учителя. Школьниками было заработано 3 435 947 трудодней, учителями – 282 221 трудодень.

Летом 1944 года, только по данным 25 районов области, в сельхозработах участвовало 5 814 учителей, ими было выработано 192 943 трудодня. Работая на полях и являясь примером для колхозников, педагоги, кроме этого, вели большую агитационно-массовую работу среди населения. Так, например, большим авторитетом у колхозников пользовалась заведующая Б.-Казаринской начальной школы Большеболдинского района Мария Ивановна Долгашова. Летом она ежедневно бывала в колхозных бригадах, прямо в поле проводила беседы, читки, выпускала боевые листки и молнии, отмечая в них успехи ударников и стахановцев сельскохозяйственного производства.

В военное время резко ухудшились материально-бытовые условия учителей, особенно эвакуированных. Очень плохо обстояло дело со снабжением промтоварами - керосином, мылом, солью, одеждой и обувью, а также топливом. Были предприняты меры по его улучшению. В течение 1,5 лет вопрос об оказании помощи учителям четыре раза рассматривался на бюро обкома ВКП(б). 4 мая 1943 года бюро обкома ВКП(б) и исполкома областного Совета приняли решение об улучшении материального положения учителей. Все желающие заниматься индивидуальным огородничеством получили земельные участки, семена и помощь в обработке земли. Под индивидуальные огороды по области учителям было выделено 1043 га земли с охватом 8158 человек. В Большемурашкинском, Бутурлинском, Теплостанском (Сеченовском) и Гагинском районах была организована дополнительная продажа продуктов питания из колхозов. Летом 1943 года Наркомпросом были выделены средства на приобретение скота для нуждающихся учителей, по Горьковской области эта сумма составила 30000 рублей. Кроме этого, областью была отпущена 21 тысяча талонов на приобретение промтоваров. Учителям были проданы: 1 тысяча костюмов, 5,5 тысяч пар обуви, 1,5 тысячи метров мануфактуры, 13 тысяч пар чулок, 4 тысячи трикотажных изделий и др. В Сормовском районе учителя, нуждающиеся в усиленном питании, были прикреплены к столовым, была оказана помощь в ремонте 600 пар обуви, во внеочередном пошиве одежды.

Большую роль в улучшении материального положения учителей сыграло и повышение норм снабжения хлебом с 400 до 600 граммов, поквартальное снабжение продуктами питания и увеличение заработной платы.

Участие учителей в летний период в сельхозработах также способствовало повышению их жизненного уровня. На 10 сентября 1943 года учителя выработали 175353 трудодня. В г. Горьком все учителя были обеспечены топливом в расчете по 2 кубометра дров на человека. С начала августа 1941 года по инициативе жителей города и области повсеместно в трудовых коллективах принимались решения об отчислении средств в Фонд обороны страны в разных формах: в виде отчисления однодневного заработка, денежных взносов и натуральных продуктов. Не остались в стороне учителя и учащиеся.

9 июля 1941 года учителя Мантуровского района Белых, Смирнова, Груздева и др. организовали пионерские звенья для помощи колхозам в полевых работах. Несколько сот учащихся г. Горького выехали в колхозы и совхозы для участия в работе по прополке посевов и на сенокосе. 5 августа 1941 года на общем собрании учителей и технических работников Рожновской неполной средней школы Большемурашкинского района коллектив школы принял решение ежемесячно до окончания войны отчислять однодневный заработок в фонд обороны и досрочно, к 1 января 1942 года, оплатить подписку на заем III пятилетки.
В январе 1942 года обком профсоюза поддержал почин железнодорожной школы № 13 о сборе средств на постройку танковой колонны имени Народного учителя. Решено было организовать сбор средств путем отчислений из заработной платы, перечислений заработка от воскресников и пр.

Большую помощь фронту в сборе средств на танковую колонну оказали учителя и учащиеся Автозаводского и Сталинского районов г. Горького. К февралю 1943 года было собрано 98000 рублей наличными и 42000 облигациями госзаймов, из них 27000 внес учительский состав. В апреле 1943 года учительница начальной школы д.Карачары Пильнинского района Вера Андреевна Леонтьева в письме И.В.Сталину писала: «Желая оказать посильную помощь Красной Армии, я отдаю на строительство эскадрильи самолетов имени Валерия Чкалова 2000 рублей. Пусть мои сбережения помогут Красной Армии быстрее разгромить немецких бандитов».

С начала войны коллективы предприятий и учреждений устанавливали шефство над госпиталями. С момента организации в 1941 году госпиталя № 2841 Горбатовская средняя школа взяла над ним шефство. Силами преподавателей и учащихся были собраны почти все предметы обихода для госпиталя: большое количество белья, мебели, посуды, лампы, горшки с комнатными цветами и другой хозяйственный инвентарь. Учащиеся старших классов вели ежедневное дежурство, во время которых разносили пищу и кормили раненых, помогали писать письма, читали газеты и книги. Для выздоравливающих и готовящихся к выписке в часть в 1943-1944 учебном году был собран 121 индивидуальный подарок, передано 11 теплых вещей, организована починка белья.
Каждый день в свободное от школьных занятий время учительница школы № 4 им.Маяковского Свердловского района г.Горького Мария Дмитриевна Шевелева приходила в госпиталь № 2816 и работала там медсестрой. После выздоровления многие раненые писали ей в своих письмах: «Большое Вам спасибо за уход за мной, когда был болен. Я век не забуду Вас, как хорошего человека, трудолюбивого; за честное и заботливое отношение к больным». Завуч Силино-Майданской средней школы Шатковского района Валентина Семеновна Покудина несмотря на отдаленность подшефного госпиталя приходила и читала лекции для раненых о А.Суворове, Д.Донском, К.Минине и Д.Пожарском. Под ее руководством силами пионеров и школьников было поставлено 10 концертов.

Агапова Александра Федоровна - учительница Кантауровской средней школы Борского района проводила в госпитале № 2833 занятия с ранеными бойцами и офицерами по обучению их письму левой рукой в связи с повреждением нервов правой конечности. С марта 1943 по июнь 1944 года она обучила письму левой рукой 168 раненых.

Учителя принимали активное участие в общественной работе и привлекали к ней старшеклассников. В марте 1942 года в Ждановском районе г. Горького учителя провели перепись эвакуированного населения и работу по распространению военного займа среди неорганизованного населения. Коллектив школы № 122 на своем участке охватил займом 48 домохозяек на сумму 1225 рублей.

В совместном решении Горьковского областного отдела народного образования и комитета профессионального Союза работников начальной и средней школы от 27 сентября 1943 года лучшими школами области были признаны Дзержинские школы №№ 32 и 45, среди 85 лучших учителей школьных учреждений были названы фамилии Н.М.Рождественской из Спиринской начальной школы Богородского района, Н.А.Кургановой из неполной средней школы «Лесной курорт» Краснобаковского района, А.Н.Дегтяревой из Фокинской средней школы Воротынского района и др. 105 учителей и руководителей учебных заведений были отмечены благодарностями. 1 февраля 1944 года Президиум Горьковского обкома профсоюза начальной и средней школы вынес решение о представлении 44 учителей г.Горького к присвоению почетного звания «Заслуженный учитель РСФСР». За обеспечение получения учащимися глубоких и прочных знаний к почетному званию, в том числе были представлены: Е.И.Залесова, учитель начальных классов школы № 66 Кагановичского района, Н.И.Певницкий, директор и учитель физики школы № 77 Сормовского района, Л.К.Прозоровская, учитель литературы школы № 1 Свердловского района.

Даже в самые тяжелые годы Великой Отечественной войны учительство не только выстояло, стойко перенесло все испытания, но и смогло выполнить свое предназначение – учить детей, давать им хорошие и прочные знания, воспитывать в них патриотизм и любовь к Отчизне и своему народу.

Зав. отделом публикации и использования документов ГОПАНО М.А. Марченко

  • Новости и события
  • Комитет по делам архивов
    Орган государственного управления архивным делом в области, контролирует соблюдение архивного законодательства, руководит работой 10 государственных казенных учреждений, осуществляет методическое руководство деятельностью 50 муниципальных архивных учреждений и около 3 тысяч архивных организаций. Комитет также ведет централизованный государственный учет архивных документов области на базе программного комплекса «Фондовый каталог».
  • Государственные казенные учреждения
    Комитет и подведомственные ему государственные архивы образуют Государственную архивную службу Нижегородской области
  • Муниципальные архивные учреждения
  • Научно-методический совет архивных учреждений ПФО
    Постоянно действующий совещательный орган архивных учреждений субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского Федерального округа, созданный в целях совершенствования их работы в области архивоведения, документоведения, археографии; обобщения и распространения передового опыта, использования его для улучшения практической деятельности архивных учреждений.
  • Общественный совет
    В целях повышения роли общественности в области выработки и реализации государственной политики в области архивного дела на территории Нижегородской области был создан общественный совет. Выполняет консультативно-совещательные функции, участвует в осуществлении общественного контроля в порядке и формах, которые предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации и Нижегородскй ообласти.
  • Противодействие коррупции
    Антикоррупционная деятельность является приоритетной задачей для всех государственных структур и муниципальных органов
  • Государственная служба
  • Государственные услуги
  • Услуги государственных казенных учреждений
    Архивы Нижегородской области оказывают услуги на основе хранящихся документов

Внедрение — Graphit

Технология — Treegraph

Яндекс.Метрика