Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц

Учительство в Горьковской области в 1950-60-е годы

Всю работу по подбору, расстановке и подготовке учительских кадров в 1950-60-е годы проводил Горьковский областной отдел народного образования (облоно) под руководством областного комитета КПСС и в тесной связи с местными, партийными, советскими и профсоюзными организациями. Одной из главных трудноразрешимых задач было комплектование школ квалифицированными кадрами.

В 1951 г. в г. Горьком насчитывалось 138 школ, в которых работало 3624 учителя, из них высшее образование имели только 1362 человека, среднее – 64, незаконченное среднее – 10 человек. Около трети учителей имели стаж 25 и более лет. Для сравнения, в 1956 г. в городе насчитывалось 5125 «просвещенцев». При этом в 1956 г. были не трудоустроены 658 педагогов. В 1955 г. в Горьковской области функционировало 1340 школ, в которых работали 9140 преподавателей. В 1963 г. в области трудилось уже 11965 учителей, треть из них – с высшим образованием.

В 1963 г. требовалось обеспечить школы кадрами за счет возвращения на педагогическую работу лиц со специальным образованием, привлечения к работе в школе специалистов сельского хозяйства. В школах рабочей молодежи, где обучались уже работающие люди, отмечался недостаточно высокий уровень подготовки педагогических кадров. Так, в подобных учебных заведениях Автозаводского района 17 учителей старших классов, 4 директора, 3 заведующих учебной частью не имели высшего образования, 2 директора не имели даже законченного среднего образования.

Недостаток кадров приводил к совмещению должностей. С одной стороны, эта мера помогала частично решить проблему обеспеченности преподавателями, но, с другой, учителя часто вели предметы, специалистами по которым они не являлись. Подобные явления часто отмечались в семилетних школах в начале 1950-х гг. В связи с недостатком кадров встречались случаи использования в качестве учителей математики и физики инженеров и студентов вузов.

Кроме того, остро ощущался недостаток кадров по таким предметам, как пение, рисование. В 1966 г. в школах г. Горького работали 383 учителя пения, из них 19 с высшим и 185 со средним специальным образованием. Из 437 преподавателей рисования в городе высшее образование имели 34, среднеспециальное – 219 человек. В 235 малокомплектных восьмилетних школах г. Горького эти уроки вели не специалисты. По обозначенным предметам преподавателей было крайне мало, поэтому были организованы курсы по трехнедельной программе для их подготовки. Ставился даже вопрос об открытии отдельного педагогического училища по подготовке учителей музыки, особенно для сельских школ.

Наблюдалась большая текучесть учительских кадров. За 1965-66 гг. по области выбыло 1046 человек, из них 117 молодых специалистов. Поощрялось принятие в педвузы и училища выходцев из села с целью прекращения большого оттока молодых кадров. На должность учителя трудоустраивали даже после окончания старших классов школы. В 1963-1964 гг. было направлено в область учителями начальных классов 87 выпускников средних школ, учителями 5-8 классов – 34 выпускника, 28 – пионервожатыми. В 1965 г. в школы области отправились работать 1095 молодых специалистов. На селе старались сделать все для комфорта вновь прибывших учителей: подготавливали квартиры, обеспечивали дровами, овощами, а также учебниками и методической литературой. В городах области (Павлово, Выкса, Кстово, Богородск) вошло в традицию устраивать встречи только что приступивших к работе молодых специалистов с лучшими учителями района. Педагоги со стажем делились опытом работы, давали ценные советы. В школах проводились педагогические советы по встрече молодых учителей, которые знакомились с педагогическим коллективом, условиями работы.

Учитель выступал в роли педагогического руководителя трудовым воспитанием учащихся, сфера его деятельности не ограничивалась школой, классом и знанием одного предмета. Поэтому на плечи педагогов 50-60-х годов легли трудности практического воспитания детей в связи с широким распространением политехнических школ. В течение 1959 – 1960 учебного года ряд средних школ был преобразован в средние общеобразовательные трудовые политехнические школы с производственным обучением. Интересно отметить, что для профессионального обучения учащихся в 1959 г. предприятия и стройки Горьковской области выделили 1180 рабочих мест, что позволило эффективно сочетать теоретическое и производственное обучение. В 1959 г. около 3 тыс. выпускников средних школ вместе с аттестатами получили квалификационные удостоверения специалистов 3-4 разрядов.

В политехническую школу дети направлялись учиться после восьмилетних школ, где, как уже отмечалось, на базе близлежащих промышленных предприятий колхозов, совхозов, ремонтно-технических станций было осуществлено объединение обучения с производственным трудом, что обеспечивало получение полного среднего образования и профессиональной подготовки для работы в одной из отраслей народного хозяйства. В средних общеобразовательных школах с производственным обучением сочеталось общее, политехническое и профессиональное образование. В 1964-1965 учебном году планировалось полностью перейти на 10-летнюю политехническую школу.

1962-1963 учебный год стал периодом введения всеобщего обязательного восьмилетнего обучения детей, завершения реорганизации семилетних школ в восьмилетние. Реорганизация школ началась в 1959 г. и завершилась к 1962 г. Не все семилетние школы оказались готовы к этому процессу: не везде были решены вопросы учебных площадей, пополнения школ оборудованием, учительскими кадрами.

Кроме практической ориентированности занятий широко поощрялась творческая работа на уроке. Так, например, отмечалась работа учителя русского языка школы № 71 Сормовского района Г.М. Лукояновой, которая провела урок по изучению стихотворения А.С. Пушкина «Осень» в саду завода им. 26 Бакинских комиссаров.

Большое значение придавалось идейно-политическому воспитанию учителей. При школах организовывали кружки для занятий с педагогами, на которых изучались материалы съездов партии, учредительные партийные документы, доклады первых лиц государства.

В Горьковской области сложились определенные организационные формы повышения квалификации учителей и руководителей школ. В основу теоретической и практической подготовки преподавателей была положена самостоятельная работа над педагогической, научной и методической литературой. Основной формой такой работы являлись очно-заочные курсы, как по программе Министерства просвещения, так и обычные курсы института усовершенствования с элементами очно-заочной системы. Производственную квалификацию учителей повышали в институте усовершенствования.

Облоно и обком профсоюза работников образования вели систематическую работу по изучению и внедрению передового педагогического опыта, по выявлению мастеров педагогического труда и по представлению их к поощрениям. В 1966 г. за заслуги в деле обучения и воспитания детей 112 учителям было присвоено почетное звание учителя школ РСФСР (так в документе), 1113 человека были награждены значком «Отличник народного просвещения».

Широко отмечался праздник День учителя. Проходили торжественные мероприятия, учителей поздравляли рабочие, служащие, пионеры, родители. Лучшим учителям области вручались грамоты исполнительных комитетов районных, городских советов и ценные подарки. Местные радио и телевидение транслировали концерты для учителей.

В соответствии с законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования» в 1959 г. Горьковский областной институт усовершенствования учителей приступил к переподготовке учительских и руководящих кадров школ через краткосрочные курсы и семинары-практикумы, на которых было организовано изучение законоположений и директивных указаний о реорганизации системы народного образования, ознакомление с проектами новых учебных планов и программ школ, где рассматривались вопросы активизации процесса обучения, частные вопросы методики.

Задачи мероприятий по переподготовке учительских кадров заключались в том, чтобы изучить с учителями проекты новых программ, наметить пути улучшения методов обучения и повышения эффективности урока в целях обеспечения тесной связи обучения и воспитания с жизнью.

Интересно отметить, что для ознакомления слушателей с современным производством организовывались экскурсии на ГАЗ, металлургический, станкостроительный заводы, химические предприятия г. Дзержинска, в телецентр, передовые колхозы области. Только в 1959 г. различными видами переподготовки было охвачено более 4 тыс. человек. Кроме того, в г. Горьком и городах области было организовано 30 школ передового опыта (учителей начальных классов, учителей математики, русского языка 5-х классов и др.), руководили которыми опытные учителя Н.П. Червочкин, З.В. Леонидова, Л.И. Казачок и др. Поскольку уровень образования преподавателей был невысок, в каждом городе области создавались условия для их постоянного обучения. В 1966 г. в г. Выксе в помощь учителям были организованы 4 постоянно действующих семинара, которые проводились 1-2 раза в месяц (по математике, физике, биологии, спортивно-массовой работе) и лекторий для учителей.

На 1963 – 1964 гг. Советом Министров РСФСР был установлен план строительства 5354 кв.м. жилой площади для учителей сельских школ. Было введено в эксплуатацию 5287 кв.м., а за счет местных источников финансирования еще 4604 кв.м. В 1966 г. 3860 учителей сельских школ из 271018 проживали на частных квартирах.

В 1963 г. всего по области насчитывалось 16 032 преподавателя, из них 7952 человека сами могли обеспечить себя жильем, 4503 нуждались в улучшении жилищных условий. В Арзамасском районе всего работало 1192 учителя, из них 408 человек жили в своих домах и 488 — на частных квартирах. В Лысковском районе работало в школах 1422 человек и лишь 560 из них жили в своих домах.

В 1956 г. 496 учителей г Горького остро нуждались в улучшении жилищных условий, особенно в Автозаводском (185 человек) и Приокском районах (124 человека). В 1956-1957 гг. исполкомы районных Советов сумели выделить учителям 67 комнат, большинство из них в Сормовском (36) и Приокском (15) районах. Все комнаты для педагогов находились в коммунальном фонде районных Советов. В Автозаводском, Канавинском районах 46 человек жили непосредственно в школах.

Учителя активно участвовали в общественной жизни, работали пропагандистами и агитаторами. Преподавателями Ленинского района за 1963-1966 гг. было помещено 200 статей о лучшем педагогическом опыте, школьной жизни района. Все учительские коллективы на селе участвовали в художественной самодеятельности. Например, объединенный коллектив художественной самодеятельности учителей и их подопечных в 1963 г. дал 12 концертов для населения Ардатовского района. Многие учителя являлись депутатами местных Советов, принимали активное участие в выборах в Верховный Совет СССР
Немало было и таких, которые не только совмещали профессиональные и общественные должности, но и сами брали на себя инициативу проводить дополнительные занятия для тех, кому это было необходимо.

Как отмечалось в автобиографии учителя начальных классов школы №1 г. Павлова Л.В. Боковой, она занималась общественной деятельностью, была депутатом Павловского городского Совета, была награждена Орденом Ленина. Среди основных принципов успешной работы Л.В. Бокова называла тщательную подготовку к урокам, проработку индивидуальных заданий для учеников, домашних упражнений, регулярную проверку тетрадей, дополнительные занятия с неуспевающими, учет особенностей семьи, окружения ребенка. Преданность своему делу, полная отдача на уроках, забота о детях позволили не только этому учителю, но и многим другим педагогам с гордостью носить звание «Заслуженного учителя школ РСФСР».

Главный архивист отдела публикации и
использования документов ГУ ГОПАНО    Н.Н.Судакова

  • Новости и события
  • Комитет по делам архивов
    Орган государственного управления архивным делом в области, контролирует соблюдение архивного законодательства, руководит работой 10 государственных казенных учреждений, осуществляет методическое руководство деятельностью 50 муниципальных архивных учреждений и около 3 тысяч архивных организаций. Комитет также ведет централизованный государственный учет архивных документов области на базе программного комплекса «Фондовый каталог».
  • Государственные казенные учреждения
    Комитет и подведомственные ему государственные архивы образуют Государственную архивную службу Нижегородской области
  • Муниципальные архивные учреждения
  • Научно-методический совет архивных учреждений ПФО
    Постоянно действующий совещательный орган архивных учреждений субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского Федерального округа, созданный в целях совершенствования их работы в области архивоведения, документоведения, археографии; обобщения и распространения передового опыта, использования его для улучшения практической деятельности архивных учреждений.
  • Общественный совет
    В целях повышения роли общественности в области выработки и реализации государственной политики в области архивного дела на территории Нижегородской области был создан общественный совет. Выполняет консультативно-совещательные функции, участвует в осуществлении общественного контроля в порядке и формах, которые предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации и Нижегородскй ообласти.
  • Противодействие коррупции
    Антикоррупционная деятельность является приоритетной задачей для всех государственных структур и муниципальных органов
  • Государственная служба
  • Государственные услуги
  • Услуги государственных казенных учреждений
    Архивы Нижегородской области оказывают услуги на основе хранящихся документов

Внедрение — Graphit

Технология — Treegraph

Яндекс.Метрика