Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц

Школы и учителя Нижегородской губернии в 20-е гг. ХХ в. (по материалам ГОПАНО)

Сфера образования является одним из основных элементов жизни общества и государства. Успешное развитие общества невозможно без передачи знаний подрастающему поколению, без наследования определенных ценностей. Ведущая роль в этой области, безусловно, принадлежит учителю и школе.
Современную систему образования и пути ее дальнейшего развития нельзя рассматривать в отрыве от исторического прошлого и, в том числе, нельзя не учитывать опыт советских лет.

Декреты СНК РСФСР, принятые в 1918-1919 гг., полностью перестроили систему народного образования в стране. В основу реформирования легли «Положение об организации дела народного образования в Российской республике» (июнь 1918 г.) и «Положение о единой трудовой школе РСФСР» (октябрь 1918 г.).

Руководство и управление народным образованием в масштабах страны осуществлялось Народным комиссариатом просвещения РСФСР, в ведение которого перешли учебные заведения всех ведомств. Школы стали общедоступными, частные школы ликвидировались, было введено бесплатное обучение. Школа была отделена от церкви, тем самым запрещалось преподавание основ какого-либо вероучения. Представители всех национальностей получили право обучения на родном языке.

Согласно «Положению о единой трудовой школе РСФСР» были организованы школы I ступени для детей 8-13 лет и школы II ступени для детей 13-17 лет с пятилетним и четырехлетним курсами обучения соответственно.

По всей стране стали воплощаться в жизнь новые принципы школьного строительства. Нижегородская губерния не была исключением: в октябре 1918 г. городские частные школы начали закрываться, а учащиеся – распределяться по советским школам; с 1 октября 1918 г. все национальные школы губернии принимались на содержание республиканского казначейства. Согласно циркулярному письму губернского отдела народного образования (губоно) председателям педсоветов учебных заведений губернии лица духовного сана не допускались к преподаванию и подлежали увольнению с 1 октября 1918 г.

Формирование советской школы проходило в тяжелых кризисных условиях: в стране, пережившей революцию, шла гражданская война, нормальное развитие экономической и культурной сторон жизни было нарушено. В результате пострадала и сфера образования: многие школьные здания были разрушены, часть педагогов вынужденно оставила профессию, а часть эмигрировала из России, тысячи потенциальных учеников потеряли родителей и стали беспризорниками, в стране наблюдался высокий уровень неграмотности.

Тем не менее, власти уделяли большое внимание вопросам просвещения и признавали ведущую роль учителя в деле воспитания молодого поколения. В докладе губернского комиссара по народному образованию А.И. Таганова на III Нижегородской губпартконференции 23 февраля 1918 г. прозвучали следующие слова: «Совет теперь принимает энергичные шаги к созданию школ нового типа.

…Не нужно закрывать глаза на то, что материальное необеспечение учительниц заставляет их относиться к учению в школах безразлично, и поэтому в первую очередь мы должны обеспечить их. Теперь самая громадная государственная смета – это по народному образованию и жалованью учителям». Материальное состояние учительства являлось для губернских органов власти «больным» вопросом на протяжении долгого времени. 23 ноября 1922 г. на заседании Нижегородского губернского комитета РКП(б) обсуждалось бедственное положение городских учителей. Представители профсоюза работников просвещения озвучили сумму, требуемую для улучшения содержания педагогов – 30 млрд. рублей ежемесячно. В ходе обсуждения этой проблемы не раз высказывались предложения о сокращении количества школ и учителей, т.к. увеличить заработную плату последним не представлялось возможным.

Неоднократно вопрос денежных выплат работникам просвещения, в т.ч. учителям, поднимался на заседаниях Нижгубкома РКП(б) в 1925 г. На июнь 1925 г. задолженность работникам просвещения и медицины по местным бюджетам составила 455 000 рублей. В результате было принято постановление о мерах по ликвидации задолженности по зарплате учителям и недопущении в дальнейшем подобной ситуации.

Нижегородский губернский отдел народного образования справился с проблемами организационного периода и в дальнейшем своей основной задачей видел создание школ, клубов, школ ФЗУ. «Образование – массам!» – таким был лозунг работников просвещения в 20-е годы.

20 августа 1923 г. Совнаркомом РСФСР было принято постановление о разработке плана введения всеобщего обучения в стране. Нижегородский губернский отдел народного образования еще в марте 1923 г. начал работу в этом направлении. Однако завершить начатое удалось только к июню 1924 г.: изменения в территориальном делении губернии, сокращение технического аппарата губоно и отсутствие средств внесли значительные коррективы в деятельность отдела.
По состоянию на август 1925 г. в Нижегородской области функционировала 2091 школа I ступени, только в 657 из них осуществлялось четырехгодичное обучение. В целом сеть школьных учреждений охватывала лишь 53,5% детей. 101 783 ребенка школьного возраста не имели возможности получать образование.

В планах Нижегородского губисполкома, губернского отдела народного образования и губкома РКП(б) на ближайшие три года было открытие новых школ и перевод уже существующих на четырехгодичное обучение.

Согласно постановлению Нижегородского губкома РКП(б) от 9 июля 1925 г. в губернии должно было начаться создание дополнительных школьных комплектов – классов (0,2% от 1896 необходимых комплектов в 1925-1926 уч. году, 0,5% в 1926-1927 уч. году, 0,3% в 1927-1928 уч. году). В некоторых уездах, где процент обучающихся детей был выше 53% от общего количества, новые школьные комплекты не создавались.

В результе к июню 1926 г. число школ I ступени в губернии увеличилось до 2219, вновь было создано 362 школьных комплекта. В 1927-1928 учебном году в губернии функционировали уже 2343 школы I ступени. Городские школы охватывали обучением 98,7% детей, сельские – 59,9%. В 1928 г. в целях осуществления планов по всеобщему обучению предполагалось открыть еще 258 комплектов в школах I ступени и 81 комплект в школах II ступени.

Положение школ в Нижегородской губернии улучшалось за счет увеличения финансирования: средства в основном шли на ремонт старых школьных зданий, новое строительство велось в незначительных размерах и, как правило, силами населения.

Развитие сети школ выразилось в укреплении их материальной базы. Улучшилось снабжение образовательных учреждений учебниками и канцтоварами. Только в 1925 г. Народный комиссариат просвещения оказал помощь нижегородским школам I ступени бесплатными посылками на сумму 21023 руб. Расход на обучение одного ученика школы I ступени увеличился в 1926 г. на 4 руб. 20 коп. по сравнению с 1925 г. и составил 17 руб.70 коп.

Согласно проекту резолюции по вопросу составления бюджетов Нижегородской губернии на 1927-1928 гг. планировалось «возбудить ходатайство перед Центром об увеличении государственных воспособлений бюджетам Нижегородской губернии с 7, 6 млн. руб. до 11,6 млн. руб.». В числе мероприятий, которые необходимо было провести, указывались следующие:
–увеличение фонда зарплаты учительскому персоналу – 1.222 тыс. руб,
–естественное расширение школьной сети – 74 тыс. руб.,
–периодические прибавки учительству – 43 тыс. руб.

С каждым годом качественно улучшался педагогический состав школ Нижегородской губернии – росло число работников со специальным образованием. Например, среди преподавателей обществоведения 54,9 % имели высшее и неоконченное высшее образование, 21,4% – среднее специальное, 17,6% – среднее и 1,5% – низшее (сведения даны на 1926 г.).

Проблема подготовки квалифицированных учительских кадров и переподготовки уже существующего педагогического состава являлась для губернских органов управления народным образованием одной из основных в 20-е годы.

Недостаточное финансирование, особенно из уездных бюджетов, тормозило работу по переподготовке учителей. Остро ощущался недостаток методической литературы. Основными организационными формами повышения квалификации преподавателей в то время были конференции и курсы, на которых рассматривались вопросы теории и практики педагогической работы. В 1926 г. агитационно-пропагандистским отделом Нижгубкома ВКП(б) планировалось создание практикума для работников школ при педагогическом факультете Нижегородского государственного университета.

Несмотря на значительные трудности, с которыми пришлось столкнуться нижегородским школам в 20-е годы, им удалось выжить и продолжить работу. Именно в тот период были заложены основы новой советской системы образования в нашей стране и созданы предпосылки для ее дальнейшего реформирования.

Главный архивист отдела публикации и использования документов ГУ ГОПАНО      А.Б. Шурыгина

  • Новости и события
  • Комитет по делам архивов
    Орган государственного управления архивным делом в области, контролирует соблюдение архивного законодательства, руководит работой 10 государственных казенных учреждений, осуществляет методическое руководство деятельностью 50 муниципальных архивных учреждений и около 3 тысяч архивных организаций. Комитет также ведет централизованный государственный учет архивных документов области на базе программного комплекса «Фондовый каталог».
  • Государственные казенные учреждения
    Комитет и подведомственные ему государственные архивы образуют Государственную архивную службу Нижегородской области
  • Муниципальные архивные учреждения
  • Научно-методический совет архивных учреждений ПФО
    Постоянно действующий совещательный орган архивных учреждений субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского Федерального округа, созданный в целях совершенствования их работы в области архивоведения, документоведения, археографии; обобщения и распространения передового опыта, использования его для улучшения практической деятельности архивных учреждений.
  • Общественный совет
    В целях повышения роли общественности в области выработки и реализации государственной политики в области архивного дела на территории Нижегородской области был создан общественный совет. Выполняет консультативно-совещательные функции, участвует в осуществлении общественного контроля в порядке и формах, которые предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации и Нижегородскй ообласти.
  • Противодействие коррупции
    Антикоррупционная деятельность является приоритетной задачей для всех государственных структур и муниципальных органов
  • Государственная служба
  • Государственные услуги
  • Услуги государственных казенных учреждений
    Архивы Нижегородской области оказывают услуги на основе хранящихся документов

Внедрение — Graphit

Технология — Treegraph

Яндекс.Метрика