Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц

«Малая Горьковская, подарившая счастливое детство и путевку в жизнь"»

Строительство детских железных дорог началось в середине 30-х годов прошлого столетия. Считается, что первая детская железная дорога в СССР и в мире была открыта 24 июля 1935 года в г.Тифлисе (Тбилиси), однако существуют и другие версии. Вскоре детские железные дороги появились в г.Шахты Донецкой области, Москве, Красноярске, Гомеле, Ереване и др.

Строительство Горьковской детской железной дороги началось в 1939 году. Инициаторами выступили пионеры неполной средней школы №15 Свердловского района г.Горького. История сохранила нам их имена, это – Нелли Деричева, Роза Лебедева, Ляля Каюсова, Рита Бандина, Альбина Казаринова, Нина Свидерская, Рита Кежутина и старшая пионервожатая Антонина Петрук. Их поддержали учащиеся школ и учебных заведений города.

Идеей заинтересовалась группа инженеров автозавода им.Молотова, Горьковской железной дороги и др. Разработанный ею материал к проекту  Малой Горьковской железной дороги 11 апреля 1939 года был представлен в обком ВКП(б). В документе приводились расчеты, называлась ориентировочная стоимость проекта, были определены шефы строительства. С учетом возможности выделения части материалов и оборудования  за счет неиспользованных и неликвида она должна была составить 1 миллион 822 тысячи рублей.

13 апреля 1939 года бюро Горьковского обкома ВКП(б) поддержало просьбу учащихся школы № 15 и ряда школ г.Горького о строительстве в том же году детской железной дороги по трассе «Сад 1 Мая – Автозовод». 22 апреля в обкоме партии было созвано совещание руководителей хозяйственных, комсомольских, профсоюзных организаций, детских и других учреждений, на котором были обсуждены организационные и хозяйственные вопросы строительства Горьковской детской железной дороги.

Решением бюро обкома партии от 13 мая 1939 года был создан комитет содействия строительству Малой Горьковской железной дороги в составе 19 человек под руководством I секретаря обкома ВКП(б) А.И.Шахурина. Начальником строительства был назначен И.А.Слепов, освобожденный на период этой работы от прежней должности в политотделе Горьковской железной дороги.

К середине июня почти полностью были закончены технические проекты всех объектов и подвижного состава детской железной дороги. В проектировании принимали участие все проектные организации города, а также управление Горьковской железной дороги, управление по расширению автозавода. Было представлено несколько вариантов проектов каждого объекта Малой Горьковской дороги, в частности трасса была предложена в 9 вариантах. Был создан научно-технический совет, в который вошли профессора: К.Д.Блохин, М.И.Декабрун, П.И.Пискунов, А.Г.Панютин, А.Н.Кугушев, В.Л.Лычковский, ассистент С.В.Долинин, архитекторы: А.А.Яковлев (старший), Б.М.Анисимов, Журавлев, Комаров, Кашников, А.И.Ширкес, представители товарищества «Художник», скульпторы, врачи, педагоги, общественные работники и пионеры. Научно-технический совет рассматривал все проекты на разных их стадиях.

16 июня комитет содействия строительству дороги при обкоме ВКП(б) и облисполкоме под председательством А.И.Шахурина утвердил проект  трассы, станций, депо детской железной дороги и т.д.

Согласно окончательному проекту  трасса Малой Горьковской дороги протяженностью 9,1 километра должна была пройти  от парка им. 1 Мая (Ленинский район) до Соцгорода автозавода им.Молотова, ширина колеи составить 750 мм. Планировалось построить 4 станции.

 Первую станцию – по проекту А.А.Яковлева (старшего) –  рядом с Дворцом культуры им.Ленина. На станции, получившей название «Родина», имелось двухэтажное здание вокзала с  круглой башней.  В соответствии с названием строилось ее архитектурное оформление, в частности, на фасаде здания было размещено 11 гербов союзных республик, входивших на тот период времени в состав СССР.  Кроме прямого назначения, станция должна была носить учебный характер. На первом ее этаже – вестибюль с билетной кассой, справочным бюро, книжными и игрушечными киосками, телефоном-автоматом, большим залом ожидания, где могли бы проводиться собрания, лекции, просмотры кинофильмов. Здесь же должны были быть размещены кабинеты начальника станции, дежурного по станции, пункт первой медицинской помощи, управление детской стрелковой охраны. На втором этаже – управление детской железной дороги и учебные лаборатории: паровозная, вагонная, путейская, движения и связи. Там же – детская парикмахерская и радиоузел, в башне должен был быть организован музей истории железнодорожного транспорта.

 Вторую станцию «Им.Маяковского» строили на расстоянии 3 километров от первой на территории Инструментального поселка, напротив завода «Двигатель революции». Станция была спроектирована молодым архитектором управления Горьковской железной дороги комсомолкой К.П.Сидорчук. Одноэтажное деревянное здание имело зал ожидания для пассажиров, кабинеты начальника и дежурного по станции, билетную кассу, буфет и комнату для сторожа.

Третья станция располагалась в 3 километрах от предыдущей на территории поселка строительства автозавода, в сосновом лесу,  недалеко от Ворошиловского поселка. Научно-техническому совету было представлено несколько вариантов станции. Принят же был проект, разработанный  архитектором из управления Горьковской железной дороги С.Р.Бажаном. Деревянное здание вокзала станции спроектировано в русском стиле, а его внутренние интерьеры оформлены по мотивам сказок А.С.Пушкина. Первоначально  станцию хотели назвать «Октябренок»,  но по предложению пионеров и научных работников она стала именоваться  «Пушкино».

Последнюю, четвертую станцию –  «Счастливая» –  планировалось построить на автозаводе, недалеко от Бусыгинского квартала. Красивое  двухэтажное каменное здание  по проекту архитектора управления по расширению автозавода  Б.М.Анисимова должно было быть немногим больше здания станции «Родина». Кроме всех служб, иметь зал на 200 посадочных мест для проведения лекций и демонстраций кинофильмов, авто-военный кабинет, стрелковый тир, детскую и техническую библиотеку с читальным залом, помещение редакции газеты и радиоузел и пр.

По проекту специалиста облпромпроекта В.Д.Суслова при станции «Родина» должны были построить здание вагонно-паровозного депо им.Чкалова, где были предусмотрены хорошо оборудованные механическая и макетная мастерские, различные цеха, кузница, бытовые помещения, кабинет начальника и дежурного по депо.

Проектная группа службы пути Горьковской железной дороги под руководством инженера А.А. Богородицкого разработала подробный продольный профиль главного пути детской железной дороги. Еще на трассе предстояло построить 4 переезда с механическими шлагбаумами и 4 будки для путевых обходчиков.

Планировалось, что подготовкой первых юных железнодорожников для детской дороги займется Дворец пионеров им.Чкалова (затем и Дворец культуры им.Ленина), там должны были создать кружки машинистов, диспетчеров и других юных специалистов. Предполагалось, что детская дорога будет работать круглый год, все без исключения должности займут сами ребята. Вся работа будет построена на полной инициативе и самодеятельности детей, взрослые будут их только учить и инструктировать.

На заседании комитета содействия строительству детской железной дороги при обкоме ВКП(б) и облисполкоме были рассмотрены графики работ по каждому объекту. Датой завершения строительства  было назначено 1 октября 1939 года, а открытие намечено на ноябрьские праздники.

Строительство  детской  железной дороги велось методом ударных комсомольских субботников. Первый такой субботник, ставший началом строительства Горьковской детской железной дороги, был организован Горьковским горкомом  комсомола 30 мая. В выходной день на тракт от «Сада им.1 Мая» по улице Журова до Бусыгинского квартала автозавода вышло более 8 тысяч комсомольцев и молодежи заводов: «Новое Сормово», им.Орджоникидзе, «Красная Этна», автозавода им.Молотова, Горьковской железной дороги и других предприятий и учреждений г.Горького. Были организованы рабочие  бригады, выделено 150 грузовых машин и 2 мощных трактора. Вдоль всей будущей трассы детской железной дороги кипела работа. Коллектив завода «Красная Этна» вырубал лес и проводил раскорчевку, рабочие и служащие завода «Новое Сормово» расчищали площадку под строительство и вели земляные работы. В дальнейшем участие в субботниках принимали не только комсомольцы и молодежь заводов, фабрик, учреждений и общественных организаций г.Горького, но и все  желающие, независимо от возраста.

24 июня 1939 года была заложена станция «Родина». Рабочие, инженерно-технические работники и служащие  завода им.С.Орджоникидзе собравшиеся на торжественный митинг, посвященный этому событию, в принятой на митинге резолюции заверили, что «коллектив завода обязуется принять горячее участие в строительстве этого сооружения, будущей гордости г.Горького, и что станция «Родина» будет построена в срок».

На строительстве было создано 5 прорабских пунктов, за которыми закреплены шефствующие организации. 1. Станцию «Счастливая» и три километра пути строил автозавод им.Молотова, станцию «Пушкино» на поселке строителей автозавода – трест «Стройгаз». 2. Строительство шести километров пути со всеми устройствами и моста через р.Ржавка  осуществлялось Горьковской железной дорогой. 3. Заводу им.С.Орджоникидзе было поручено возведение здания станции «Родина». 4. Станкотяжстрою – станции  «им.Маяковского». 5. Паровозное депо со всеми подсобными помещениями строил завод «Новое Сормово».

 Весь подвижной состав для детской дороги должна была подготовить Горьковская железная дорога. В середине июня из депо станции «Тумская», обслуживавшего Рязанско-Владимирскую узкоколейную железную дорогу,  в г.Горький прибыли 2 узкоколейных паровоза серии «К» и несколько вагонов.  Паровозы были отправлены для переоборудования на завод «Красное Сормово», вагоны на переделку в вагонное депо Горьковской железной дороги.

 В оборудовании мастерских вагонно-паровозного депо приняли участие различные организации и учебные заведения города. В порядке личной инициативы директора и комсомольского актива школы ФЗУ им.М.М.Кагановича для оборудования слесарной мастерской депо было выделено различного инструмента на 6 тысяч рублей. 22 сентября на заседании комитета содействия строительству при Горьковском обкоме ВКП(б) и облисполкоме было рассмотрено несколько вопросов, в том числе о наименовании детской дороги и ее станций. Решением комитета было официально утверждено присвоить Горьковской детской железной дороге имя М.Горького, установить название станций – «Родина», «Им.Маяковского», «Пушкино» и «Счастливая», депо – имени Чкалова, паровозам присвоить серию «Л.К.» – Лазарь Каганович.

Открытие Горьковской детской железной дороги состоялось 8 ноября 1939 года и стало значительным событием в жизни города. К нему усиленно готовились: для юных железнодорожников была сшита форма со знаками различия, специально изданы афиша-плакат и большой тираж фото-открыток с изображением станций, депо, подвижного состава и отдельных видов детской железной дороги, заказано 20 тысяч различных пригласительных и 1,5 тысячи проездных билетов. Все станции и депо художественно были оформлены и празднично украшены, во всех 4-х пунктах следования поезд должен был  встречать духовой оркестр. Приглашено много гостей, в том числе  100 детей из других городов и Горьковской области.  5 ноября для встречи делегаций на 3-х вокзалах установлены дежурства. В школах г.Горького проходило  соревнование за право стать первыми пассажирами Малой  детской железной дороги.

В полдень парадом 1700 юных железнодорожников, окончивших железнодорожные курсы, одетых в новую форму, началось главное торжество. С рапортом о готовности детской железной дороги и поздравлениями выступили начальник  строительства И.А.Слепов и I секретарь Горьковского обкома ВКП(б)  А.И.Шахурин. С приветствиями выступили представители делегаций Московской, Гомельской и Днепропетровской детских железных дорог, приехавшие в  на открытие дороги в г.Горький. «Малая Горьковская дорога построена в рекордно короткий срок, по величине она является самой большой детской дорогой. Ваша задача», – звучало в напутствии гостей из Москвы юным горьковским железнодорожникам, – «не только помнить, но и на деле доказать слова наркома Л.М.Кагановича, что детская дорога – не забава». В своем поздравлении Лида Лозовская из г.Гомеля  от  лица белорусских пионеров сказала: «Получив такой чудесный подарок, мы призываем вас лучше учиться в школе и овладевать сложной железнодорожной техникой, чтобы вырасти и стать настоящими патриотами нашей великой державы и в любой момент встать на защиту нашей могущественной и любимой родины».

 От имени ребят юный диспетчер дороги Роза Лебедева зачитала письмо в стихах, написанное при участии горьковских поэтов и  адресованное  И.В.Сталину, пионерка Белякова – текст письма Л.М.Кагановичу. Ровно в 14 часов была перерезана красная ленточка, протянутая через полотно детской железной дороги, и путь был открыт. Начальник станции «Родина», ученица 8-го класса Рахиль Шнейдер дала знак к отправлению, и машинист Женя Герман под звуки духового оркестра повел в путь свой первый состав из 6 вагонов, заполненный пассажирами. Через 32 минуты, пройдя 9 километров, поезд прибыл на конечную станцию «Счастливая».

После отправления первого «правительственного» поезда было организовано катание детей. Открытие стало настоящим подарком детям г.Горького к празднику, его трансляция осуществлялась  по городскому радио и радиосвязи  детской железной дороги.

С 23 ноября 1939 года детская дорога была сдана во временную эксплуатацию. Первым начальником детской железной дороги им.Горького был назначен А.П.Покровский. 1215 юных железнодорожников пришли на дорогу и заняли все без исключения должности начальников служб, станций, дистанций, депо, машинистов, стрелочников, диспетчеров.

26 ноября 1939 года было принято совместное постановление президиума Горьковского облисполкома и бюро обкома ВКП(б) об итогах строительства детской железной дороги имени М.Горького. В документе отмечалось, что дорога была построена в короткий срок – 5 месяцев силами общественности и почти полностью за счет мобилизации внутренних ресурсов, в ее сооружении приняли активное участие свыше 100 предприятий и учреждений, более 30 000 трудящихся, комсомольцев и молодежи г.Горького. В финансировании строительства участвовали 79 предприятий и организаций города и области.

Главные пути детской железной дороги прошли на расстоянии 9,1 км от сада «1 Мая» до Соцгорода автозавода им.Молотова. Она стала самой большой по протяженности в СССР. На дороге были построены здания вокзалов станций «Родина», «Им.Маяковского», «Пушкино», «Счастливая» и паровозное депо им.Чкалова на две канавы с электроподстанцией, с ремонтным залом, кузницей, электросварочной, учебными слесарно-механическими и слесарными мастерскими с набором слесарного и столярного инструментов.

Подвижной состав дороги состоял из 2 паровозов, 12 пассажирских мягких вагонов, 6 товарных платформ, 1 крытого вагона, мотовоза, автодрезины «Пионер», путеизмерительной тележки.

Она была оборудована электрожезловой, селекторной, телефонной и радиосвязью. Были радиофицированы станции «Родина» и «Счастливая», а также пассажирские вагоны, оборудована радиосвязь паровоза с диспетчером.

За образцовую помощь и  активное участие в строительстве ГДЖД 23 коллектива были награждены почетными грамотами и занесены на доску и в книгу почета, среди них заводы-шефы: «Новое Сормово», «Красное Сормово», автозавод им.Молотова, авиационный завод им.Орджоникидзе, завод им.Ленина, станкозавод, Стройгаз;  строительные  и проектные организации, подразделения Горьковской железной дороги, редакции газет: «Волжская магистраль», «Красный Сормович», «Ленинская смена», Автозаводский районный и городской комитеты ВЛКСМ, а также школы №№ 15 и 30 Свердловского и Автозаводского районов, колхоз «Коминтерн» Муромского района и др.

 10 особо отличившихся строителей были представлены к награждению значком «Почетный железнодорожник». 50 человек за проявленную инициативу и стахановскую работу награждены ценными вещами и подарками. Авторам проектов станций «Родина» и «Счастливая» вручены золотые часы.

С первых же дней детская железная дорога привлекла к себе тысячи учащихся. Только за период с ноября 1939 по июль 1941 года на дороге занималось свыше полутора тысяч школьников, дорогу посетило 238 тысяч пассажиров-экскурсантов.

        За полгода работы было отправлено 600 поездов, перевезено около 45 тысяч пассажиров-экскурсантов, из них 90% составили  дети, более 10% из которых из Москвы, Иванова, Кирова. Всего посетило дорогу около 55 тысяч человек. Были проведены культмассовые мероприятия для 15 тысяч детей. Дорога завоевала большую популярность среди  ребят; в феврале 1940 года был проведен дополнительный набор 600 юных железнодорожников. Детская железная дорога могла осуществлять подготовку среднего технического командного состава для железнодорожного транспорта. Для этого имелись 4 кабинета на станции «Родина» и 1 кабинет на станции «Счастливая». При односменном графике работы в обычные дни и четырехсменном по воскресеньям их пропускная способность для  теоретических и технических занятий составляла 1125 человек, для практических – 2300 человек, но  при этом требовалось создать и оборудовать  еще дополнительно кабинеты на 1200 юных железнодорожников.

8 июля 1940 года делегацию юных горьковских железнодорожников принял в Москве нарком путей сообщения СССР Л.М.Каганович. Во время  встречи с ребятами Л.М.Каганович сказал, что «детская дорога – это не игрушка и не карусель, это серьезное учебно-техническое, культурное учреждение». Задача детской железной дороги – дать детям среднее техническое образование и специальность без отрыва от учебы  в школе, а также  занять их досуг, приобрести необходимые в жизни трудовые навыки.

4 ноября 1940 года начальник детской железной дороги А.П.Покровский в кратком отчете в транспортный отдел обкома ВКП(б) сообщал, что в первый набор на  детскую дорогу пришло 1215 юных железнодорожников, в феврале 1940 года дополнительно еще 364 человека. Это были  в основном школьники 4–10-х классов г.Горького. Управлял дорогой совет, состоявший  из 25 человек, который возглавлял председатель, он же – помощник начальника дороги. Первым председателем стал Олег Соколов. Оперативное руководство эксплутационной учебно-производственной работой осуществлялось начальниками соответствующих производственных подразделений под наблюдением инструкторов. В первый год своей работы коллектив юных железнодорожников не допустил ни одной аварии и добился больших успехов. Было отправлено 1845 пассажирских и 235 товарных поездов, перевезено около 105 тысяч человек, из них 90 % детей и 16 тысяч тонн грузов (топливо, балласт). Обслужено 303 экскурсии – 10615 экскурсантов, в том числе 65 экскурсий – 3 тысячи человек из  других городов. Работа первого года показала, что воспитанники отлично справлялись со своими обязанностями. Среди лучших по службе движения назывались: Валентина Пискунова, Роза Лебедева и Нина Свидерская (инициаторы строительства  - прим.М.М.), Олег Смольянинов и Григорий Погодин и др. Хорошо смогли освоить работу машиниста паровоза не только мальчики Николай Закурдаев и Владимир Плечиков, но и девочки – Альбина Казаринова, Маруся Солдатова. Для многих ребят профессия  железнодорожника стала интересной и увлекательной, занятия и работа на детской дороге служили хорошим стимулом к  повышению успеваемости и дисциплины в школе. Наряду с учебно-производственным обучением уделялось большое внимание культурно-эстетическому воспитанию детей. Для них было организовано около 300 различных мероприятий: многодневные походы и экскурсии, встречи с героями труда, просмотры кинофильмов, беседы и лекции. Было создано несколько футбольных и волейбольных команд, ансамбль песни и пляски, организован духовой оркестр, налажен выпуск стенной газеты. Руководство детской железной дороги в основу своей работы ставило не только всеми мерами содействовать получению воспитанниками среднего образования на «хорошо» и «отлично», но и добиться, чтобы каждый юный железнодорожник показывал пример дисциплины и организованности.  С началом Великой Отечественной войны Горьковская детская железная дорога перестала функционировать, ее мастерские и оборудование использовалось для нужд фронта.

В декабре 1942 года постановлением Совнаркома СССР начальнику Горьковской железной дороги было предложено передать верхнее строение пути и подвижной состав детской железной дороги Н-скому заводу Чувашской АССР.

 4 февраля 1943 года в письме к В.М.Молотову I секретарь Горьковского обкома ВКП(б) М.И.Родионов обратился с просьбой о пересмотре принятого ранее решения. «Детская железная дорога, – писал он, – была построена силами общественности города в короткий срок и преподнесена детям, как подарок к XX-ой годовщине Октября…Дорога за два года завоевала большую популярность в области и за ее пределами». М.И.Родионов сумел отстоять детскую железную дорогу, приводя в качестве довода то, что изъятие верхнего строения пути и подвижного состава даже при условии сохранения на месте остальных дорогостоящих сооружений, станционных построек и средств связи нанесет ей значительный ущерб, и она перестанет существовать как целостное техническое сооружение. В своем письме он сообщал, что в военный период дорога имела большое значение в обеспечении г.Горького топливом  и использовалась для перевозки 150 тонн торфа в сутки, а также  просил передать ее в автозаводу им.Молотова для доставки на предприятие рабочих из центральной части города.

3 февраля 1943 года бюро Горьковского обкома ВКП(б) приняло постановление об использовании детской железной дороги им.Горького, обязав начальника Горьковской железной дороги Соколинского к 10 февраля восстановить движение пассажирских поездов на детской железной дороге для обслуживания населения города и, в первую очередь, для перевозки рабочих автозавода им.Молотова. Приведение в порядок подвижного состава детской железной дороги было поручено автозаводу, который должен был выделить для этих работ бригаду из 5 слесарей и 6 столяров. Горьковский горком партии и горсовет  силами общественности организовали  расчистку железнодорожных путей и станций от снежных заносов и мобилизовали с предприятий города 30 человек для постоянной работы на детской железной дороге.

В июле 1943 года было начато строительство узкоколейной ветки «Бор – Керженец». Для транспортировки топлива в город ей был передан один из паровозов детской железной дороги, который впоследствии пришел в негодность. После войны детская дорога получила паровоз III-32 с узкоколейной ветки Тумская-Рязань и паровоз №586 типа 159 с Чернораменского торфотреста.

 Работа Малой железной дороги возобновилась в 1946 году, с каждым годом наблюдался рост количества кружков и учащихся в них. Если в 1948 году занималось 310 ребят, в 1949 году 494 человек, то 1954/1955 учебном году работало 48  различных технических кружков с охватом 867 человек, из них 35 кружков железнодорожного профиля с числом учащихся – 678 человек. При помощи работников детской железной дороги также были созданы железнодорожные кружки в линейных школах Горьковской магистрали, в которых обучалось 1006 человек.

Движение на Малой Горьковской дороге ежегодно открывалось 1 мая, и после долгой осени и зимы воспитанники с нетерпением ждали начала сезона. В течение полугода юные железнодорожники проходили курс теоретического обучения,  с 15 июня, после окончания экзаменов в школах, закрепляли полученные знания на практике.

Группами до 50 человек сроком на 10 дней (на правах пионерских лагерей) вместе с педагогами прибывали ребята с линейных школ  Горьковской магистрали. Они участвовали в обслуживании поездов на детской железной дороге,   под руководством инструкторов выполняли все  виды работ, связанных с движением поездов. В зависимости от года обучения занимали должности машинистов и кочегаров, кондукторов и проводников, стрелочников и путейцев, работали начальниками служб, дежурными по станции, диспетчерами и т.д. В слесарно-механических и столярных мастерских приобретали трудовые навыки, получали знания по работе с металлом и деревом. Проводилась большая работа по железнодорожному моделированию, силами ребят были восстановлены музей истории железнодорожного транспорта и детских дорог.

 Только за период с 15 июня по 15 августа 1951 года прошли практическое обучение 203 человека детей и 14 педагогов, было проведено 280 учебных и 46 хозяйственных поездов. Они обслужили 164 местные и иногородние экскурсии в количестве 6795 человек, было перевезено 18035 платных пассажиров, из них более 14500 детей. В праздник Первомая, День отличников школы и День железнодорожника  катание осуществлялось бесплатно.

Занятия кружковцев сочетались с проведением разнообразной культурно-массовой и воспитательной работы – демонстрацией научно-популярных и технических кинофильмов, проведением лекций, докладов и бесед, проведением вечеров встреч со знатными работниками транспорта, суворовцами, отличниками учебы школ. Для детей организовывались экскурсии в музеи, планетарий, Дворец пионеров, по историческим местам города, на магистральную дорогу, походы в окрестности города, устраивались вечера самодеятельности, новогодние елки. Обслуживая значительную часть школьников, удавалось отвлечь ее от неорганизованной улицы, направить интерес ребят в русло разумного и здорового отдыха после напряженных учебных занятий.

В 1950-е годы недостаток внимания, настоящей заботы со стороны советских, партийных, профсоюзных и комсомольских органов, а также руководства Горьковской железной дороги сказался  на развитии и оснащении детской дороги. За годы ее работы многое оборудование износилось и требовало замены, часть – восстановительного ремонта, некоторого необходимого оборудования дорога не имела вообще. В неудовлетворительном состоянии находились путевое хозяйство и подвижной парк детской железной дороги. Требовалась замена рельсов, стрелочных переводов. Переданные в середине 40-х годов паровозы тоже были не пригодны к эксплуатации.

18 августа 1951 года заместитель начальника Малой Горьковской дороги А.П.Покровский в справке о работе детской дороги, направленной в обком комсомола, указывая на  нерешенные вопросы и обращаясь за помощью, писал: «До сих пор не восстановлено  прекрасное здание-дворец станции «Счастливая», а также сгоревший во время войны вокзал станции им.Маяковского». Позднее, ввиду отказа управления Горьковской железой дороги выделить средства и рабочую силу для ремонта здания вокзала станции «Счастливая», оно было на 5 лет сдано в аренду автозаводу им.Молотова под клуб. С конца 40-х годов часть учебных кабинетов станции «Родина» была постоянно занята посторонними организациями. Отсутствовала специальная учебная и популярная литература, наглядные пособия.

В 1955 году начальником Горьковской железной дороги Труновым было дано задание руководству детской дороги продумать предложения о ее консервации, как нерентабельного предприятия.

Однако вмешался обком комсомола, направивший  18 августа 1955 года в транспортный отдел областного комитета партии записку «О неудовлетворительном состоянии Малой Горьковской железной дороги» с просьбой оказать ей помощь в решении ряда вопросов. По указанию обкома КПСС положение  детской железной дороги и постановка учебно-воспитательной работы были рассмотрены на совещании у начальника Горьковской железной дороги. По результатам обсуждения были разработаны меры технического оснащения детской железной дороги новым паровозом, более совершенной техникой, станками для мастерских, а также по улучшению содержания путей, зданий и постановки политехнического обучения школьников. 20 сентября 1955 года был издан приказ №322 по Горьковской железной дороге  «О работе Детской железной дороги имени Горького», который обязал руководителей служб дороги взять на свой баланс отдельные участки хозяйства детской дороги, привести их в порядок и в дальнейшем  содержать в исправности. В том же году детская дорога получила новый паровоз Кп4-430, в 1958 году – тепловоз ТУ2-155, дрезину, новые вагоны, на перегонах электрожезловая система была заменена на автоматическую и полуавтоматическую автоблокировки.

В 1960-е годы детская железная дорога оказалась в зоне жилищной  застройки и строительства скоростной автомагистрали, и встал вопрос о ее переносе. Летом 1965 года большая часть трассы детской железной дороги была демонтирована.  Из прежних 9,1 километров остался менее, чем 1,5 километровый участок пути на перегоне между станциями «Родина» и «им.Маяковского». Деревянное здание вокзала станции «им.Маяковского», сгоревшее во время войны, видимо, так и не было восстановлено, здание вокзала станции «Пушкино» было разобрано, а здание вокзала станции «Счастливая» было предано Автозаводскому району под Дворец бракосочетания. Малая Горьковская железная дорога практически прекратила свое существование.

Для того чтобы детская дорога возобновила свою работу, и движение поездов было продолжено по укороченному маршруту, необходимо было построить хотя бы еще одну  новую станцию. 

  28 марта 1967 года, рассмотрев предложение Горьковского горкома партии, горисполкома и управления Горьковской железной дороги, бюро обкома КПСС приняло решение о переносе детской железной дороги. В апреле горисполком должен был выдать архитектурно-планировочное задание на проектирование новой трассы. Управлению Горьковской железной дороги поручалось решить вопрос о выполнении изыскательских и проектных работ в сроки, обеспечивающие начало строительства новой трассы дороги в сентябре. Выполнение строительных работ было возложено на трест «Гортрансстрой» с частичным привлечением к ним средств и рабочей силы промышленных  и строительных организаций г.Горького.  Организацию шефства над строительством детской железной дороги должен был обеспечить Горьковский горком комсомола.

Однако до начала 90-х годов по  восстановлению детской железной дороги так ничего и не было сделано.  Строительство новой трассы и станций оставалось лишь на бумаге более 20 лет.

Реконструкция детской железной дороги была начата в 1991 году. В 1994 году открыт новый участок  пути, а также станция, получившая название одной из прежних станций – «Счастливая». Но некоторое время эксплуатировался лишь перегон «Родина» – «Пушкино» до вновь построенной станции. Станция «Счастливая» была законсервирована, движение до нее было открыто позднее.

  В 1939 – 1965 годах трасса Горьковской детской железной дороги общей протяженностью 12 километров (главного пути – 9,1 км) представляла собой изогнутую линию с последовательно расположенными на ней 4-мя станциями. Она проходила по территории современных Канавинского, Ленинского и Автозаводского районов. Сегодня трасса выстроена вокруг Шуваловского болота в виде треугольника, в вершинах которого находятся  3 тупиковые станции, общая длина дороги составляет 4,1 километра (главного пути – 3,2 км) и проходит  только в Канавинском районе.

В этом году Горьковская детская железная дорога празднует свой 70-летний юбилей. Она не старушка, она по-прежнему молода, потому что молоды ее сегодняшние воспитанники, увлеченно занимающиеся в кружках, постигающие уроки мастерства и постепенно взрослеющие. Как и было задумано в самом начале, детская железная дорога не стала просто «каруселью или забавой», она выполнила свое предназначение и стала своеобразной школой, техникумом для ребят.  И пусть не все ее выпускники выбрали профессию железнодорожника, но большинство из них с благодарностью вспоминают своих наставников и педагогов, и Малую Горьковскую, подарившую им счастливое  детство и путевку в жизнь.

 

Зав.отделом публикации

и использования документов

ГУ ГОПАНО  М.А.Марченко

                                                                                                                     

 

  • Новости и события
  • Комитет по делам архивов
    Орган государственного управления архивным делом в области, контролирует соблюдение архивного законодательства, руководит работой 10 государственных казенных учреждений, осуществляет методическое руководство деятельностью 50 муниципальных архивных учреждений и около 3 тысяч архивных организаций. Комитет также ведет централизованный государственный учет архивных документов области на базе программного комплекса «Фондовый каталог».
  • Государственные казенные учреждения
    Комитет и подведомственные ему государственные архивы образуют Государственную архивную службу Нижегородской области
  • Муниципальные архивные учреждения
  • Научно-методический совет архивных учреждений ПФО
    Постоянно действующий совещательный орган архивных учреждений субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского Федерального округа, созданный в целях совершенствования их работы в области архивоведения, документоведения, археографии; обобщения и распространения передового опыта, использования его для улучшения практической деятельности архивных учреждений.
  • Общественный совет
    В целях повышения роли общественности в области выработки и реализации государственной политики в области архивного дела на территории Нижегородской области был создан общественный совет. Выполняет консультативно-совещательные функции, участвует в осуществлении общественного контроля в порядке и формах, которые предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации и Нижегородскй ообласти.
  • Противодействие коррупции
    Антикоррупционная деятельность является приоритетной задачей для всех государственных структур и муниципальных органов
  • Государственная служба
  • Государственные услуги
  • Услуги государственных казенных учреждений
    Архивы Нижегородской области оказывают услуги на основе хранящихся документов

Внедрение — Graphit

Технология — Treegraph

Яндекс.Метрика