Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц

«От Нижегородского театра Петрушки до Академического театра кукол»

История Нижегородского государственного академического театра кукол берет свое начало с театра Петрушки, который был открыт в нашем городе 80 лет назад 27 января 1929 г. благодаря усилиям энтузиастов Т.И. и Г.А.Яворовских. В этот день в помещении Дома культуры имени Я.М.Свердлова театр показал свои первые спектакли «Балда» по А.С.Пушкину, «Негритенок Том» и «Степка-растрепка» по Ю.Гаушу.

Вся многовековая история народного театра Петрушки свидетельствует о том, что он пользовался неизменным успехом не только среди детей, но и среди взрослых. В кукольных представлениях куклы говорят – эта иллюзия издавна увлекала и до сих пор увлекает зрителя. Слово, жест и движение должны быть органически слиты в единый образ. В мастерском создании иллюзии и заключен успех, живое воздействие на зрителей кукольных представлений.

 

В первый год своего существования Нижегородский театр Петрушки не имел ни помещения для репетиций, ни материальных средств. Но  его артистов, по выражению Г.А.Яворовского, объединяла  «фантастическая любовь к кукле и уверенность в ее праве на художественную жизнь».

31 октября 1929 г. художественно-педагогический совет Нижегородского театра юного зрителя на своем заседании постановил: «Немедленно разрешить вопрос о присоединении тетра «Петрушка» к ТЮЗу». Сезон 1930 – 1931 гг. кукольный театр начал в составе и в помещении ТЮЗа на ул. Грузинской. Он стал государственным и получил некоторую материальную базу.

         Многое о деятельности Нижегородского (Горьковского) театра кукол известно из документов Государственного общественно-политического архива Нижегородской области (ГУ ГОПАНО).

Согласно  штатной ведомости ТЮЗа на 1932 г. в составе кукольного театра было 9 человек: режиссер, 5 кукловодов, педагог, помощник электроосветителя, рабочий сцены. Коллектив театра отличался своей сплоченностью, работал добросовестно с большой энергией  и любовью к делу, широко использовал опыт работы Ленинградского театра кукол и поддерживал с ним живую связь. В 1932 г. в театре появился свой художник И.А.Высоцкая. Талантливые кукловоды Т.И.Яворовская и  Н.А.Соколоверова, работавшая в театре почти с первых дней его существования, делились  своим опытом с молодыми актерами. В 1930-е гг. в театр пришли А.И.Калухин и Ю.М.Копылов, ставшие впоследствии замечательными кукловодами. 

Основной задачей  кукольного театра являлась работа с детьми, особенно младшего возраста. В сезоне 1936 – 1937 гг. в его репертуаре были постановки: «Гусенок» Гернет, «Лисичка-сестричка» Федотова, «Муму» И.С.Тургенева в переработке Хрящева, «Маленький Мук» по сказке В.Гауфа, «Маугли» Д.Р.Киплинга.  В июне 1937 г. театр дал бесплатно на улицах города 26 спектаклей для детей.

В конце 1930-х гг. театр кукол был разделен на три группы:  2 кукольных (стационарная и передвижная колхозная) и 1 марионеток. Все они по-прежнему размещались в небольшом здании ТЮЗа. Но, несмотря на отсутствие собственного помещения и автотранспорта, театр кукол  продолжал завоевывать любовь юных зрителей. Из довоенных работ театра отмечались кукольные спектакли: «Колобок», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Черевички», «Каштанка», «Красная Шапочка», «Маленький Мук», «Четыре Робинзона», «Шестеро товарищей»; по марионеточной группе постановки: «Цирк», «Кот в сапогах», «Гулливер», «Три поросенка».

 К началу Великой Отечественной войны коллектив Горьковского областного театра кукол и марионеток насчитывал 42 человека. В связи с сокращением, уходом в армию многих работников и отсутствием транспорта стал резко меняться характер работы театра. Начались замены спектаклей, сократились выезды в районы области, т.к. довоенные постановки были рассчитаны на стационар и большие площадки клубов. Необходимо было срочно пересмотреть репертуар, составить пьесы только с более легким оформлением.

Когда помещение ТЮЗа занимали военные учреждения, кукольники  репетировали на квартире Н.А.Соколоверовой и в общежитии ТЮЗа, где им отводилась одна комната. Театральный коллектив разбили на две бригады: мастеров кукольного театра и молодежную, предпочитающую играть в человеческом платье. Ежедневно обе бригады разъезжали по городу и ближайшим районам на самодельных санях собственной конструкции Г.А.Яворовского, сделанных из ширм. Возили и носили всё сами артисты без единого рабочего.

         Бригада мастеров кукольного театра выступала главным образом перед детьми в детсадах, школах, на площадках. Огромным успехом у детворы пользовался большой выездной детский спектакль «Маленький лейтенант» Данилевского. Спектакли  военных лет отличались высоким патриотизмом. В то же время они приносили веселье, поднимали бодрость духа и настраивали детвору на борьбу с порочностью, ленью, предательством.

Для взрослого зрителя были созданы эстрадные программы, в которые  входили песни, пляски, номера в куклах и в человеческом платье, соло на баяне и др.  С новыми программами «Гитлер и черт», «У фашистов в тылу нечисто» и другими сатирического характера театр выезжал на заводы, в колхозы, воинские части, госпитали. Обслуживали уборочную кампанию, спецработы по рытью окопов и строительству  оборонительных укреплений.

В отчете директора П.Ф.Скарзовой о работе театра в период Великой Отечественной войны отмечалось, что он окреп и вырос творчески. Актеры Ю.М.Копылов и Т.И.Яворовская получили должности режиссеров. Актриса Н.А.Соколоверова с июля 1944 г. стала художественным руководителем (главным режиссером) театра. Настоящими энтузиастами своего дела были художники А.П.Колесникова и Н.М.Дрягина, работавшие в театре с 1938 г. Несмотря на трудности с материалами,  они всегда находили выход из затруднительного положения и все постановки оформляли с большой любовью.

 В военные годы коллектив кукольного театра вел большую общественную работу. С начала войны по февраль 1942 г. он дал 164 шефских концерта-спектакля для бойцов Красной армии и детей фронтовиков, отчислил в Фонд обороны страны и на постройку эскадрильи самолетов «Советский артист» 16 800 рублей. Кроме этого, актеры собирали подарки  и теплые вещи для Красной армии и для подшефного госпиталя, выступали в палатах тяжело больных бойцов, неоднократно получая благодарности от командования.

В мае – сентябре 1943 г. театр кукол провел 54 выступления в г.Горьком и в области: 20 концертов в госпиталях, 7 концертов в воинских частях, 6 концертов в агитпункте на вокзале, 3 спектакля для детей фронтовиков, 2 концерта для допризывников, 15 концертов в палатах тяжело больных, 1 индивидуальное выступление. За шефскую работу были награждены грамотами П.Ф.Скарзова, Н.А.Соколоверова, Т.И.Яворовская, Л.В.Штарева, Ю.М.Копылов, А.И.Калухин, В.Г.Сантоцкая, А.И.Харчевникова и другие.

Для выступлений на селе, как правило, собирались и обрабатывались  в стихотворной форме местные материалы через Петрушку-фотографа и особенно через частушки. Во время весенней посевной 1943 г. бригада театра кукол побывала в 36 колхозах Ардатовского и Дивеевского районов, где дала 57 выступлений, из них 21 концерт для детского зрителя. Всего было обслужено около 20 тыс. колхозников. Весь путь бригада прошла пешком. Артисты встретили самый радушный прием и получили отличные отзывы зрителей.

В период войны театр организовал 5 самодеятельных кукольных театров и мастерскую по поделке мягкой детской игрушки, которая работала с большим количеством заказов.

Являясь «одним из наиболее активных и подвижных художественных организмов», театр быстро завоевывал симпатии зрителя детского и взрослого. Постепенно в его программах вновь занимали ведущее место куклы (реставрированные, переделанные и меньше новые). Не имея собственного помещения, работая в трудных условиях, театр все время давал количество спектаклей сверх намеченного плана. Если в 1941 г. им было дано 286 спектаклей и обслужено 18 472 человек, то в 1944 г. – 526 спектаклей  и 51 893 человек. 

Среди 11 постановок, созданных театром в военные годы, наиболее интересными были «Король Паук» (А.Бруштейн), «Приключение Кикилы», «Морозко», «Три апельсина» С.Михалкова (по К.Гоцци). Последний из перечисленных спектаклей был поставлен в 1945 г. впервые с использованием в театре тростевых кукол. Конструктор кукол В.А.Кисляков, вернувшийся в театр после войны, отлично справлялся с изготовлением новых кукол. Тростевые куклы поднялись над ширмой и ожили в спектаклях в совершенно иной форме, чем наручные.

В 1945 г. театр был включен в списки смотра детских театров в Москве, была также восстановлена прекращенная в военные годы деятельность группы марионеток.

В послевоенном репертуаре театра кукол появились новые интересные спектакли, в том числе по пьесе «Кощей Бессмертный» (1946 г.). Пьеса была написана хорошим звучным стихом по мотивам русских сказок режиссером Горьковского театра оперы и балета им.А.С.Пушкина М.М.Валентиновым. Куклы и большинство декораций  были сделаны художественно, выразительно и тонко. Это яркое и красочное представление под музыку местного композитора Заранека встречало  шумное одобрение юных зрителей.

В 1954 г. театр наконец получил  собственное здание на ул. Свердлова (ныне ул. Б.Покровская), д.4. Расширились возможности для творческой фантазии коллектива. Здесь были поставлены новые спектакли: «Птичье молоко», «Снегуркина школа», «Буратино».

В 1952 г. в Горьковский театр кукол пришел работать молодой талантливый актер Ю.Н. Елисеев, ставший с 1959 г. главным режиссером. Под его руководством  в 1956 г. был поставлен впервые в театре целый  спектакль для взрослых «Чертова мельница» по пьесе И.Штока. Новый спектакль, пользовавшийся большим успехом, поменял отношение зрителей к театру кукол. На него перестали смотреть как на театр, предназначенный только для малышей. Новые постановки для взрослых: «Жирофле-Жирофля» Н.Адуева и А.Арго, «Божественная комедия» И.Штока, «Прелестная Галатея» Б.Гадора и Р.Дарваша также получили широкое признание зрителей и знатоков.

Ю.Н.Елисеев являлся не только талантливым режиссером, но и драматургом.  Его пьесы «Чудо-машина», «Друзья», «Вредный витамин», а особенно «Сэмбо» и «Неразменный рубль» пользовались постоянной любовью детских зрителей по всей стране.

К середине 1960-х гг. Горьковский театр кукол стал известен не только в г.Горьком и области. Он успешно гастролировал в Москве, Севастополе,  Ленинграде.

Лучшие традиции театра получили свое развитие в творчестве А.И.Мишина – главного режиссера с 1967 г. Поставленные им спектакли многократно удостаивались наград по итогам фестивалей, смотров и конкурсов, специальных дипломов и премий Министерства культуры СССР и РСФСР.

В 1976 г. на международном фестивале кукольных театров в Москве спектакль «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» был отмечен в числе лучших. Красочный образ спектакля был создан художницей театра И.Д.Костриной по мотивам палехской лаковой живописи.

В 1987 г. спектакль А.И.Мишина «По щучьему велению» стал победителем Международного фестиваля театров кукол в Венгрии, где удостоился Большого  диплома. В 1988 г. Горьковский театр стал участником международных фестивалей во Франции и Испании. Высокую оценку зрителей получили спектакли: «Иосиф Швейк против Франца Иосифа» по Я.Гашеку, «До третьих петухов» В.Шукшина, «Р.В.С.» А.Гайдара, «Золотой ключик» А.Толстого, «Звездный мальчик» О.Уайльда, эстрадное представление «Чудеса  в решете».

А.И.Мишину – «режиссеру  высокой культуры и зрелой мысли» было присвоено почетное звание народного артиста РСФСР.

В 1979 г. в связи с 50-летием Горьковский театр кукол получил прекрасное здание на ул. Свердлова (ныне ул.Б.Покровская) со зрительным залом на 380 мест, в котором он располагается до сих пор. Вход в театр выполнен в виде стилизованного портала сцены, на которой разыгрывают представление зазывалы – шарманщик, петрушечник и их помощники.

 6 ноября 1979 г. театр справлял новоселье. Газета «Ленинская смена» писала об этом событии:  «На час перекрыли все движение по улице Свердлова. От площади Минина к новому зданию театра кукол шли дети, и огромные связки шаров плыли над их головами… Строители достали из футляра удивительной красоты ключ и вручили его директору театра Ирине Николаевне Шлямовой. Ключ был подстать сказочному и уютному зданию нового театра кукол. Он был неожиданным, волшебным. Ключ – подарок строителей, стал первым экспонатом театрального музея…».

 

За годы своей творческой деятельности Нижегородский (Горьковский) театр кукол вырос в один из ведущих детских театров страны, завоевал горячую любовь и признание как юных, так и взрослых  зрителей. В 1997 г. ему  было присвоено звание «Академического». Это единственный из провинциальных театров, удостоенный такого высокого звания.

Наш кукольный театр  хорошо знают в России и за ее пределами. Он стал лауреатом многих международных фестивалей, а куклы, созданные в его мастерских, получили Диплом и Большую серебряную медаль Всемирной выставки в Брюсселе в 1958 г., награды в США и Франции. Многие куклы хранятся в музее кукол Бахрушина в Москве, в музее Сергея Образцова, а также в музеях Испании, Центре кукольного искусства Атланты (штат Джорджия, США).

За 80 лет существования кукольным театром поставлено более 300 спектаклей. В настоящее время в его афишах 30 постановок для детей и взрослых. Удостоены премий Н.Новгорода спектакли последних лет: «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина в 1996 г., «Ханума» (А.Цагарели, Б.Рацер) в 2000 г. Театр продолжает свои лучшие традиции, и по-прежнему кукольные герои утверждают доброту и душевность, отвагу и смелость, честность и справедливость, воспитывают у зрителей любовь к своей Родине.

 

Главный архивист Государственного общественно-

политического архива Нижегородской области                       Татьяна Добровольская
 
 

  • Новости и события
  • Комитет по делам архивов
    Орган государственного управления архивным делом в области, контролирует соблюдение архивного законодательства, руководит работой 10 государственных казенных учреждений, осуществляет методическое руководство деятельностью 50 муниципальных архивных учреждений и около 3 тысяч архивных организаций. Комитет также ведет централизованный государственный учет архивных документов области на базе программного комплекса «Фондовый каталог».
  • Государственные казенные учреждения
    Комитет и подведомственные ему государственные архивы образуют Государственную архивную службу Нижегородской области
  • Муниципальные архивные учреждения
  • Научно-методический совет архивных учреждений ПФО
    Постоянно действующий совещательный орган архивных учреждений субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского Федерального округа, созданный в целях совершенствования их работы в области архивоведения, документоведения, археографии; обобщения и распространения передового опыта, использования его для улучшения практической деятельности архивных учреждений.
  • Общественный совет
    В целях повышения роли общественности в области выработки и реализации государственной политики в области архивного дела на территории Нижегородской области был создан общественный совет. Выполняет консультативно-совещательные функции, участвует в осуществлении общественного контроля в порядке и формах, которые предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации и Нижегородскй ообласти.
  • Противодействие коррупции
    Антикоррупционная деятельность является приоритетной задачей для всех государственных структур и муниципальных органов
  • Государственная служба
  • Государственные услуги
  • Услуги государственных казенных учреждений
    Архивы Нижегородской области оказывают услуги на основе хранящихся документов

Внедрение — Graphit

Технология — Treegraph

Яндекс.Метрика